Узнайте, что такое цена в экономике и как она формируется. Цена является коэффициентом обмена товара на деньги. Узнайте также о различиях между ценой и стоимостью, а также факторах, влияющих на цену товара.
Cодержание
Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Понятие цены — фундаментальная экономическая категория.
Термины цена и стоимость
В повседневной речи термины цена и стоимость часто являются синонимами и могут взаимно заменять друг друга. Например, вопрос «сколько сто́ят спички?» эквивалентен вопросу «какова цена спичек?» Однако в бухгалтерском и статистическом учете цена имеет отношение к единице товара, а стоимость — к суммарным затратам на приобретение или изготовление.
Трудовая теория стоимости
Трудовая теория стоимости трактует цену как форму проявления величины стоимости в процессе обмена, при том, что сама стоимость формируется в процессе производства затратами необходимого для этого труда. Поэтому цена считается денежным выражением величины стоимости.
См. также
Философские концепции цены
У Аристотеля два понятия цены: цена — категория обмена, которая служит обращению излишков (всё, что не является необходимым для существования и воспроизводства человека). С другой стороны — выражение неистинного богатства.
У Фомы Аквинского «справедливая цена» — цена, которая позволяет возместить затраты; с другой стороны, он говорит о том, что цена должна дифференцироваться в зависимости от того, насколько покупатель приближен к Богу: то есть когда покупателем является представитель церковного сословия цена должна быть ниже, чем для покупателя-крестьянина.
Политэкономические концепции цены
Адам Смит и последовавшая классическая политэкономическая школа (Давид Рикардо, Карл Маркс) рассматривали противоречивую двойственную природу цены: с одной стороны цена — денежное выражение объективной стоимости, величина которой зависит от затрат рабочего времени (труда); с другой стороны — цена зависит от субъективных оценок потребностей, что приводит к изменениям размера спроса и предложения. Наиболее четко его сформулировал Давид Рикардо:
Цена любого товара, выраженная в деньгах, есть количество денег, требуемое для его приобретения или его производства самостоятельным производителем в условиях свободной конкуренции и под нормальными условиями рентабельности.
Маркс в основном исследовал объективные факторы, влияющие на стоимость — «общественно-необходимые затраты труда», а также внутри- и межотраслевую конкуренцию. Его теория прибавочной стоимости объясняет возможность получения прибыли при сохранении принципа стоимостной эквивалентности и добровольности на всех этапах производства и обмена товаров. Это позволило глубже понять объективную сторону цены.
Жан Батист Сэй, развивая идеи А. Смита, делал акцент на полезности товара и спросе, а не на затратах и предложении. Он считал цену субъективным показателем полезности товара для потребителя.
Основные составляющие цены
Цена любого товара формируется из нескольких элементов.
- Себестоимость: затраты на производство товара, включающие цену сырья, зарплату работников, вспомогательные материалы, накладные расходы, затраты на оборудование и налоги.
- Прибыль: надбавка к себестоимости, которая обеспечивает выгоду для производителя.
- Торговая наценка: надбавка к цене от розничного продавца, которая покрывает его расходы и приносит прибыль.
См. также
Факторы, влияющие на цену товара
На цену товара могут влиять следующие факторы:
- Спрос и ценность товара: чем ценнее товар в глазах покупателя и выше спрос, тем выше цена.
- Конкуренция: наличие большого числа производителей обычно снижает цены.
- Сезонность: временные изменения в спросе могут повлиять на цены товаров.
- Затраты на производство: изменение затрат на сырье, трудовые ресурсы и другие факторы производства может отразиться на цене товара.
Цена является важным фактором в коммерческой деятельности и влияет на прибыль, конкурентоспособность и финансовую устойчивость компании.
Что такое стоимость
Стоимость – это ценность продукта или величина затрат на производство и реализацию товара, включая хранение, транспортировку и другие сопутствующие расходы. Стоимость определяется общественно необходимым рабочим временем и может изменяться в долгосрочной перспективе из-за различных факторов, таких как изменение затрат и инфляция.
В итоге, цена и стоимость являются важными понятиями в экономике, хотя имеют различные аспекты и определения. Цена связана с обменом товара на деньги, тогда как стоимость отражает затраты на производство и реализацию товара. Понимание этих понятий помогает лучше понять процессы ценообразования и влияние на рынок.
Что нам скажет Википедия?
Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Понятие цены — фундаментальная экономическая категория.
Термины цена и стоимость в повседневной речи часто является синонимами, могут взаимно заменять друг друга. Например, вопрос «сколько сто́ят спички?» эквивалентен вопросу «какова цена спичек?» Но в бухгалтерском и статистическом учете цена имеет отношение к единице товара, а стоимость — к суммарным затратам на приобретение или изготовление.
Трудовая теория стоимости трактует цену как форму проявления величины стоимости в процессе обмена, при том, что сама стоимость формируется в процессе производства затратами необходимого для этого труда. Поэтому цена считается денежным выражением величины стоимости.
Философские концепции цены
У Аристотеля два понятия цены: цена — категория обмена, которая служит обращению излишков (всё, что не является необходимым для существования и воспроизводства человека). С другой стороны — выражение неистинного богатства.
У Фомы Аквинского «справедливая цена» — цена, которая позволяет возместить затраты; с другой стороны, он говорит о том, что цена должна дифференцироваться в зависимости от того, насколько покупатель приближен к Богу: то есть когда покупателем является представитель церковного сословия цена должна быть ниже, чем для покупателя-крестьянина.
Политэкономические концепции цены
Адам Смит и последовавшая классическая политэкономическая школа (Давид Рикардо, Карл Маркс) рассматривали противоречивую двойственную природу цены: с одной стороны цена — денежное выражение объективной стоимости, величина которой зависит от затрат рабочего времени (труда); с другой стороны — цена зависит от субъективных оценок потребностей, что приводит к изменениям размера спроса и предложения. Наиболее четко его сформулировал Давид Рикардо:
Маркс в основном исследовал объективные факторы, влияющие на стоимость — «общественно-необходимые затраты труда», а также внутри- и межотраслевую конкуренцию. Его теория прибавочной стоимости объясняет возможность получения прибыли при сохранении принципа стоимостной эквивалентности и добровольности на всех этапах производства и обмена товаров. Это позволило глубже понять объективную сторону цены.
Жан Батист Сэй, развивая идеи А. Смита, делал акцент на полезности товара и спросе, а не на затратах и предложении. Он считал цену субъективной оценкой полезности блага. Цена — это «жертва» со стороны покупателя, денежное выражение альтернативной стоимости («субъективная стоимость»).
Австрийская школа отказалась от объективной концепции стоимости и сконцентрировалась на субъективных предпочтениях, которые находят своё отражение в ценах (теория предельной полезности). В рамках этих взглядов цена не является денежным отражением стоимости, она отражает баланс субъективных оценок продавцом и покупателем предельной полезности товара.
Понятие цены
Определения понятия «цена» сильно зависят от того, какой экономической теории авторы отдают предпочтение:
Ценообразование
Основная статья: Ценообразование
Ценообразование — процесс определения цены товара, по которой товар выставляется на продажу. Ценообразование обычно производится как целенаправленная деятельность по определенным процедурам и принятым подходам в соответствие с рыночными закономерностями. Размер установленной цены влияет на дальнейшую бизнес-стратегию. Так, установление высокой цены приводит к необходимости дополнительных затрат на продвижение товара, а низкая цена сама стимулирует покупателей к покупке дешёвого товара.
На ценообразование влияют различные факторы, такие как сегментное расслоение рынка, направления и интенсивность активности конкурентов, субъективные оценки бизнес-продуктов потребителями, и т. п. Выделяют следующие ценообразующие факторы:
Концепции ценообразования
Выделяют два основных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.
Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определенные методы расчета цен, а сами цены, определенные таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки».
В этой группе методов расчета цен выделяют:
Ценностное ценообразование — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счет достижения выгодного для нее соотношения «ценность товара / затраты на товар». В рамках ценностного ценообразования формируются цены с ориентацией на спрос. Наиболее известный метод — метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара. Один из методов реализации этого метода ценообразования — это магазины без цен (например, антикварные магазины, скопление магазинов для туристов). На практике сложность этого метода упирается в уровень квалификации продавцов. Процесс торга — основной процесс при данном методе.
Пассивное ценообразование основано на анализе цен конкурентов на аналогичный товар (этот подход не относится ни к ценностному, ни к затратному подходу, см. также финансовый бенчмарк). В рамках пассивного ценообразования принято выделять цены с ориентацией на конкуренцию, например, метод установления цен на уровне существующих на аналогичные товары. В качестве ведущей может быть цена товара-лидера, цена среднеотраслевая.
Виды цен
Розничная цена
Розничной называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах. В соответствии с государственным стандартом ГОСТ Р 51303-99 розничная цена определена как цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учетом ситуации на рынке.
Оптовая цена
Оптовой называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый крупными партиями (оптом). В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 оптовая цена определена как цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.
Закупочная цена
Закупочная цена — вид оптовой цены, применяемый при закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннем рынке. Закупочные цены дифференцируются в зависимости от качества продукции и с учетом географической сегментации рынка. В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 закупочная цена определена как цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.
Скользящая цена
Скользящая цена (англ. sliding price, escalator price) — цена, устанавливаемая в торговых сделках на изделия с длительным сроком изготовления и позволяющая учитывать изменения в издержках производства за весь период. В таких случаях цена не устанавливается твёрдо, а рассчитывается по принципу скольжения, то есть изменяется в соответствии с изменением величины расходов, издержек производства в течение всего периода времени изготовления продукции. Основывается на понятии базисной цены.
Отрицательная цена
Отрицательная цена — количество денег, которые продавец готов передать покупателю вместе с продаваемой единицей товара.
Встречается на рынке электроэнергии в странах, широко использующих возобновляемые источники энергии (солнечную и ветровую), в условиях возникновения кратковременного переизбытка производства электроэнергии над спросом и трудности снизить объем производства. Суммарная продолжительность промежутков времени с отрицательными ценами на электроэнергию в разных странах составляет от десятков до сотен часов за год.
Отрицательная цена встречалась на нефтяном рынке США в 2020 году.