Сунь-цзы сказал: война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Узнайте, какие явления лежат в основе войны и как они определяют ее положение. Читайте статью на ПингвинКапитал.
Глава I{I}. Предварительные расчеты{II}
Сунь-цзы сказал: война — это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Поэтому в ее основу кладут{1} пять явлений [ее взвешивают семью расчетами и этим определяют положение]{III}.
Первое — Путь, второе — Небо, третье — Земля, четвертое — Полководец, пятое — Закон.
Путь
Путь — это когда достигают того, что мысли народа одинаковы с мыслями правителя{2}, когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений{3}.
Небо
Небо — это свет и мрак, холод и жар, это порядок времени{4}.
Земля
Земля — это далекое и близкое, неровное и ровное, широкое и узкое, смерть и жизнь{5}.
Полководец
Полководец — это ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость.
Закон
Закон — это воинский строй, командование и снабжение{6}. Нет полководца, который не слыхал бы об этих пяти явлениях, но побеждает тот, кто усвоил их; тот же, кто их не усвоил, не побеждает.
Поэтому войну взвешивают семью расчетами и таким путем определяют положение.
Кто из государей обладает Путем? У кого из полководцев есть таланты? Кто использовал Небо и Землю? У кого выполняются правила и приказы? У кого войско сильнее? У кого офицеры и солдаты лучше обучены{7}? У кого правильно награждают и наказывают?
По этому всему я узнаю, кто одержит победу и кто потерпит поражение.
Если полководец станет применять мои расчеты, усвоив он непременно одержит победу; я остаюсь у него. Если полководец станет применять мои расчеты, не усвоив их, он непременно потерпит поражение; я ухожу от него{8}. Если он усвоит их с учетом выгоды, они составят мощь, которая поможет и за пределами их.
Мощь — это умение применять тактику{9}, сообразуясь с выгодой.
Война — это путь обмана{10}. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает.
Все это обеспечивает вождю победу; однако наперед преподать ничего неЗдравствуй, Хабр.
Меня зовут Николай.
Так сложилось, что я довольно давно работаю с людьми, но не считаю, что мой опыт выходит за рамки обыденности и чем-то примечателен сам по себе. Потому я предпочел бы не рассказывать о своих регалиях, чтобы случайным образом не завоевать не существенный, а главное, совершенно лишний в контексте представленных мною материалов, авторитет. Это будет только мешать.
Потому, я останусь условным “инкогнито” в профессиональном плане и поделюсь своими мыслями относительно трудов одного из величайших полководцев в истории человечества, который описал очевидные не очевидные вещи. На истину и звание “первопроходца” также не претендую.
Материал собран на основе личного опыта и наблюдений, без влияния бизнес-литературы. Повествование будет делиться по главам, согласно главам самого трактата. Разбор может быть интересен молодым (и не только) руководителям, а также всем сочувствующим.
Цель публикации - открыть обсуждение тезисов Искусства войны и, возможно, найти для себя и сообщества что-то новое.
Если у сообщества будут идеи о том, как сделать дальнейшие публикации более интересными, велком.
Искусство войны. Сунь-цзы
Начальные расчеты
Ключевой вопрос - что есть “война” в контексте бизнеса. Я бы определил её как фактор, который вносит в систему, стремящуюся к равновесию, дисбаланс, что заставляет систему работать. В жизни и бизнесе, войной могут быть разные явления, но общее у них одно - они заставляют шевелиться. Самый очевидный из них - конкуренция, на нем и остановимся. Конкуренция за целевую аудиторию, сегмент рынка, талантливого сотрудника, время на задачу, интерес, еду, воду, воздух и так далее. В этом контексте, война действительно становится основой жизни и смерти, ведь без неё не будет бизнеса как такового и его развития, динамики. И именно борьба на этой арене способна привести к выживанию и процветанию, либо, к увяданию и гибели. Это стоит тщательно взвесить и обдумать.
В контексте данного тезиса, требование измерять её (конкуренцию и сопутствующие ей параметры) расчетами, искать её подлинную природу, суть, является вполне здравым и разумным.
Могут ли помочь определения явлений, предложенных Сунь-цзы в этом? Попробую разобраться.
Оговорюсь, что у меня сложилось стойкое впечатление, что “Искусство войны” является своеобразным многослойным уроборосом, и чтобы его осознать и понять в полной мере, действительно необходимо его принять. Тем не менее, я постараюсь нивелировать этот “эффект”, чтобы упростить их
Сунь-цзы (кит. трад. 孫子, упр. 孙子, пиньинь sūnzǐ, Чжэнчжан: [*suːns ʔslɯʔ]; при рождении Сунь У (кит. трад. 孫武, упр. 孙武, пиньинь Sūnwǔ), второе имя Чжанцин (кит. трад. 長卿, упр. 长卿, пиньинь Chángqīng)) — китайский стратег и мыслитель, живший в VI веке до н. э. Автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны».
Исторические факты[править | править код]
Традиционно даты жизни Сунь Цзы датировали 544—496 годами до н. э. Однако найденный в 1972 году в захоронении начала эпохи Хань новый расширенный вариант труда Сунь-цзы даёт основания датировать его создание второй половиной V века до н. э. (453—403 до н. э.). А результаты ряда позднейших исследований, проведённых как китайскими, так и западными учёными указывают на то, что Сунь-цзы может быть идентичен реальному историческому лицу, полководцу Сунь Биню, жившему в Царстве Ци в IV веке до н. э. (приблизительно 380—325 годы до н. э.) в период Сражающихся царств[1]. Ещё одним историческим прототипом Сунь-цзы называют У Цзысюя.
Биографические данные о Сунь-цзы записаны Сыма Цянем в его «Исторических записках». Имя Сунь Цзы было «У». Он родился в царстве Ци. Сунь Цзы служил наёмным полководцем князю Хэлюю в царстве У.
Согласно Сыма Цяню, князь Хэлюй пригласил Сунь-цзы поговорить о военном деле. Для того, чтобы показать своё искусство, полководец попросил князя передать ему свои гаремы. Сунь-цзы разделил наложниц на два отряда, поставив во главе каждого по главной наложнице, выдав им по алебарде, и стал объяснять военные команды. Отряды заняли боевое построение. Когда Сунь-цзы стал командовать «направо», «налево», «вперёд» — никто не исполнял команд, а все только смеялись. Так повторилось несколько раз. Тогда Сунь-цзы сказал: если команды не исполняются, это вина командиров. И приказал казнить двух главных наложниц. Князь, поняв, что это не шутка, стал просить отменить казнь, однако Сунь-цзы заявил, что на войне полководец важнее правителя и никто не смеет отменять его распоряжения. Наложницы были казнены. После этого все женщины стиснули зубы и стали исправно выполнять команды. Однако, когда князя позвали провести смотр войск, князь не явился. Сунь-цзы упрекнул князя, что тот может только болтать о военном деле. Тем не менее, когда возникла военная опасность, князь вынужден был позвать Сунь-цзы и доверить ему войско, и Сунь-цзы одержал крупные победы.
На должности командующего войсками Сунь-цзы разгромил сильное царство Чу, захватил его столицу — город Ин, нанёс поражение царствам Ци, и Цзинь.
Что нам скажет Википедия?
Согласно Сыма Цяню, князь Хэлюй пригласил Сунь-цзы поговорить о военном деле. Для того, чтобы показать своё искусство, полководец попросил князя передать ему свои гаремы. Сунь-цзы разделил наложниц на два отряда, поставив во главе каждого по главной наложнице, выдав им по алебарде, и стал объяснять военные команды. Отряды заняли боевое построение. Когда Сунь-цзы стал командовать «направо», «налево», «вперёд» — никто не исполнял команд, а все только смеялись. Так повторилось несколько раз. Тогда Сунь-цзы сказал: если команды не исполняются, это вина командиров. И приказал казнить двух главных наложниц. Князь, поняв, что это не шутка, стал просить отменить казнь, однако Сунь-цзы заявил, что на войне полководец важнее правителя и никто не смеет отменять его распоряжения. Наложницы были казнены. После этого все женщины стиснули зубы и стали исправно выполнять команды. Однако, когда князя позвали провести смотр войск, князь не явился. Сунь-цзы упрекнул князя, что тот может только болтать о военном деле. Тем не менее, когда возникла военная опасность, князь вынужден был позвать Сунь-цзы и доверить ему войско, и Сунь-цзы одержал крупные победы.