Узнайте о значение понятия формы в философии и его различных интерпретациях. Понятие формы в древней философии, схоластической философии, и у Канта. Также изучите понятие формы в формальной логике и ее отношение к содержанию познания.
Форма (лат. forma, греч. μορφή) – понятие философии, которое определяется в соотношении к понятиям содержания и материи. Форма понимается как упорядоченность содержания, его внутренняя связь и порядок. Вместе с тем, форма также понимается как сущность, содержание знания о сущем, которое объединяет форму и материю. Пространственная форма вещи является лишь одним из частных случаев формы как сущности.
Значение понятия формы в философских дисциплинах
В различных философских дисциплинах, таких как метафизика, логика, эстетика и этика, значение понятия формы различно.
В древней философии понятие формы имело значение действующей силы, реального существования, в противоположность явлению. Такое значение формы было у Платона и особенно у Аристотеля.
Форма придает материи, которая сама по себе является лишь лишением, статус объекта. Форма является внутренним началом, приводящим объект к его совершенству. Именно поэтому Аристотель называет Бога чистой формой, чистой деятельностью.
Схоластическая философия понимает форму в том значении, которое ей дал Аристотель. Однако реалисты ипостасировали форму и понимали ее в смысле Платоновской идеи. Фрэнсис Бэкон под формой понимал закон природы.
У Канта понятие формы получило совершенно иное значение – он отождествлял форму с субъективной закономерностью. Кант разделял формальную и материальную (опытную) сторону познания и относил все, что субъект познания вносит в содержание познаваемого. Он говорил о форме созерцания (пространстве и времени) и о форме мысли (категории и основоположения рассудка, идеи разума).
Номиналистическое понимание формы прямо противоположно аристотелевскому. Оно рассматривает форму как чистое явление рассудка, имеющее значение только для мышления, производящего отвлечение. При этом отвлечению не соответствует ничего объективного или субъективного (в смысле Канта). Такую точку зрения защищал Антисфен в древности, номиналисты – в средние века и позитивисты – в новой философии.
Каждая из этих трех точек зрения содержит свои трудности и противоречия.
Понятие формы в формальной логике
В логике форма противополагается содержанию познания. Из этого противоположения возникла формальная логика, которая рассматривает мышление и его элементы независимо от содержания. Формальная логика видит свой источник в безусловном развитии мышления, без достаточно конкретных предположений о содержании.
Расцветом своего развития формальная логика считает возможным рассматривать мышление и его элементы независимо от того, что в них мыслится.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Форма (лат. forma, греч. μορφή) — понятие философии, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи. В соотношении с содержанием, форма понимается как упорядоченность содержания — его внутренняя связь и порядок. В соотношении с материей, форма понимается как сущность, содержание знания о сущем, которое есть единство формы и материи. При этом, пространственная форма вещи — есть частный случай формы как сущности вещи.
Значение понятия формы в различных философских дисциплинах — например, в метафизике, логике, эстетике, этике — различное.
В древней философии понятие формы имело значение действующей силы, того, что действительно существует, в противоположность явлению; такое значение понятия формы имело у Платона и в особенности у Аристотеля.
Форма делает материю, которая сама по себе есть лишь στερησις (лишение), предметом. Форма есть внутреннее начало, приводящее предмет к его совершенству; поэтому-то Аристотель и Бога называет чистой формой, чистой деятельностью.
Схоластическая философия понимает форму в значении, которое ей дал Аристотель; реалисты, впрочем, ипостасировали форму и понимали её в значении Платоновской идеи. Бэкон под формой разумел не что иное, как закон природы.
Совершенно иное значение понятию формы дал Кант, который форму отождествлял с субъективной закономерностью. Различив в познании формальную и материальную (опытную) сторону, Кант к формальной стороне отнёс всё то, что субъект познания вносит от себя в содержание познаваемого; так, он говорит о форме созерцания (пространстве и времени), о форме мысли (категории и основоположения рассудка, идеи разума).
Третье возможное понимание формы — номиналистическое — прямо противоположно Аристотелевскому. Оно смотрит на форму как на чистое явление рассудка, имеющее значение лишь для мышления, производящего отвлечение; этому отвлечению не соответствует ничего объективного или субъективного (в смысле Канта). Такую точку зрения в древности защищал Антисфен, в средние века — номиналисты, в новой философии — позитивисты.
Каждая из этих трёх точек зрения заключает в себе своеобразные трудности.
Понятие формы в формальной логике
В логике форма противополагается содержанию познания. Из этого противоположения возникла формальная логика, которая считает возможным рассматривать мышление и его элементы независимо от того, что в них мыслится. Расцвета своего формальная логика, видящая свой источник (без достаточного основания) в Аристотеле, достигла в схоластике, например в искусстве Раймунда Луллия (Ars Lulliana путём механического сочетания понятий старалась понять всю действительность) и в логике Гербарта и Дробиша. Учение о силлогистических фигурах является как бы венцом этого направления.
Понятие формы в эстетике
В эстетике борьба двух направлений, формального и идеального, ведётся и до настоящего времени. Спор идёт об определении сущности красоты;
Понятие формы в этике
В этике представителем формального направления является Кант. Желая и в области нравственности выделить то, что принадлежит самому человеку, от того, что привходит извне, Кант утверждает, что нравственным может быть назван только тот поступок, который вытекает из формального закона — категорического императива, а не из мотивов, определяющих волю какими-либо внешними (гетерономными) побуждениями. Даже любовь к ближнему оказывается безнравственной, если она проистекает из склонности человека, а не из уважения к нравственному закону.
Из сказанного видно, что преувеличенное значение формального элемента всегда ведёт к неудовлетворительным результатам, если форма отделена от самого содержания и не понята как творческое начало, не только не чуждое самому содержанию, но являющееся внутренним, самым существенным его моментом. Подобно тому, как качество предмета не может быть отделено от него без изменения самого предмета, так и форма неотделима от содержания как её сущности.
См. также
Литература