Узнайте о церковном празднике, который отмечается 23 июня в православной традиции. Праздник Собора Сибирских святых и память священномученика Тимофея.
Cодержание
В православной традиции, 23 июня отмечается Собор Сибирских святых. Этот церковный праздник был установлен в 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Собор Сибирских святых празднуется в честь святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца (1711-1715).
История Тобольско-Сибирской епархии
Собор Сибирских святых является одним из праздников, связанных с историей Тобольско-Сибирской епархии. После присоединения Сибири к России в 1620 году была учреждена Тобольско-Сибирская епархия, которая изначально была архиепископией, а затем преобразована в митрополию. Из Тобольска, который стал кафедральным городом, миссионеры отправлялись во все уголки Сибири, просвещая людей светом Христовой веры.
С самого начала своего существования, Тобольская епархия имела святого праведного мученика Василия Мангазейского в своем лике. Впоследствии, на протяжении истории, на земле Сибирской появились и другие подвижники веры и благочестия, прославившие эту землю святостью своей жизни и трудами на благо Церкви и Отечества.
Празднование Собора Сибирских святых
Первое празднование Собора Сибирских святых состоялось 10/23 июня 1984 года в Тобольске, где находятся мощи святителя Иоанна. В Покровском храме, в котором почивают его святые мощи, епископ Омский и Тюменский Максим совершил малую вечерню с акафистом святителю Иоанну и освятил икону Собора Сибирских святых. Эта икона была написана к празднику иконописцами мастерской Московской Патриархии и изображает различных святых и подвижников благочестия, связанных с Сибирью.
Собор Сибирских святых является праздником, посвященным святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому и всей Сибири. Он был избран покровителем Сибирской земли за свою святость и чудеса, совершенные им во время своего служения. Святитель Иоанн помогал людям в их земных нуждах и духовном росте, и его память чтится 10 июня по старому стилю.
См. также
Церковный праздник 23 июня - день памяти священномученика Тимофея, епископа Прусского
23 июня также является церковным праздником, посвященным священномученику Тимофею, епископу Прусскому. Святой Тимофей почитается по юлианскому календарю. По новоюлианскому календарю, на который Православная церковь Украины перешла с 1 сентября 2023 года, память святого отмечается 10 июня.
Тимофей жил в IV веке и был епископом в Пруссе. Он много работал по обращению язычников в христианскую веру и благодаря святости своей жизни обрел дар чудотворения от Бога. Однако, из-за своих христианских проповедей, Тимофея арестовали по приказу императора Юлиана Отступника и бросили в темницу. Несмотря на это, он продолжал проповедовать в тюрьме, и горожане приходили под окна его темницы, чтобы слушать святого. Император, разгневавшись, приказал казнить епископа.
Мощи святого были перенесены в Константинополь, где около его гробницы происходили чудеса исцеления. Святой Тимофей часто обращается за исцелением от недугов и силой духа противостоять жизненным трудностям.
Народные приметы на 23 июня
В народе на 23 июня существуют различные приметы и поверья. Считается, что этот день, известный также как Тимофеев день или Знамение Тимофея, сопровождается значимыми предзнаменованиями. Различные знамения и приметы, связанные с этим днем, предупреждают людей о предстоящих событиях или изменениях в их жизни.
Также существуют запреты на определенные действия в этот день. Например, нельзя быть в одиночестве, так как это может привести к несчастным случаям или неприятностям. Рекомендуется пригласить гостей в дом или собраться в кругу семьи.
В Тимофеев день также рекомендуется помогать нуждающимся и подавать милостыню. Важно придерживаться сухоядения, если совпадает с Петровым постом, который обычно продолжается до июля. Этот день также сопровождается различными народными приметами и поверьями, которые предупреждают людей о знаках и предсказаниях в связи с здоровьем, благополучием и личной жизнью.
Собор Сибирских святых и день памяти священномученика Тимофея - это два церковных праздника, которые отмечаются 23 июня. Оба праздника имеют важное значение в православной традиции и напоминают о святости и чудесах святых, которые посвятили свою жизнь служению Церкви и ближним.
Что нам скажет Википедия?
Православная церковь празднует День Святой Троицы в воскресенье в день Пятидесятницы — 50-й день после Пасхи (Пасха — 1-й день). Праздник входит в число двунадесятых праздников.
В западнохристианской традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, или сошествие Святого Духа на апостолов, а собственно День Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье (57-й день после Пасхи).
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Шавуот) описано в Деяниях святых апостолов (Деян. 2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (десятый день после Его вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).
Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога.
В день Пятидесятницы, согласно общехристианской традиции, была образована вселенская апостольская Церковь (Деян. 2:41-47).
В православии, название в богослужебных книгах: «Неде́ля святы́я Пентико́стии» (церк.-слав. Нєдѣ́лѧ свѧты́ѧ Пєнтико́стїи, греч. Κυριακή της ἁγίας Πεντηκοστής). В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. Накануне, в субботу вечером служится праздничное всенощное бдение, на Великой вечерне которого читается три паремии: первая из них рассказывает о том, как Святой Дух сходил на праведников в Ветхом Завете (Чис. 11:16-17, Чис. 11:24-29), вторая (Иоил. 2:23-32) и третья (Иез. 36:24-28) паремии, по вере Православной церкви, являются пророчествами о сошествии Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу; впервые после Великого поста поётся на стиховне знаменитая стихира шестого гласа Царю Небесный, которая повторяется ещё дважды после этого на утрене всенощного бдения; начиная с этого дня молитва Царю Небесный становится первой молитвой обычного начала как церковных, так и домашних молитв. На утрене служится полиелей и читается Евангелие от Иоанна, 65-е зачало (Ин. 20:19-23); на утрени поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскином. В сам праздник служится праздничная литургия, на которой читается Апостол, 3-е зачало (Деян. 2:1-11) и читается составное Евангелие от Иоанна, 27-е зачало (Ин. 7:37-52, Ин. 8:12). После литургии служится девятый час и великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, во время вечерни трижды молящиеся во главе со священником совершают коленопреклонение — встают на колени, а священник читает семь молитв (первый и второй раз коленопреклонения иерей читает по две молитвы, а третий раз — три молитвы) о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых») — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.