Какие принципиальные организационные формы фирмы позволяет выделить контрактный подход?
Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму и М-форму. U-форма отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками.
Фирма представляет собой достаточно крупную и организационно оформленную единицу, которая является самостоятельным юридически независимым экономическим агентом. Она выполняет особую функцию в экономике, покупая ресурсы с целью производства товаров и услуг. Существование и рост фирмы обеспечивается за счет разницы между совокупной выручкой и издержками - прибыли.
Создание фирмы позволяет достичь экономии на общих издержках путем трансформации трансакционных издержек независимых агентов на открытом рынке в организационные внутренние издержки фирмы. Контрактная теория фирмы расширяет понятие контракта и позволяет выбрать оптимальную форму контракта для фирмы.
Родоначальниками контрактной теории фирмы были Ф. Найт и Р. Коуз, которые объяснили роль фирмы в децентрализованной экономике и необходимость института, обеспечивающего распределение риска. Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками, закрепленных контрактами, которые могут быть как формальными, так и неформальными.
Фирма, как совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами издержек: трансакционными издержками и издержками контроля. Трансакционные издержки относятся к затратам на обеспечение выполнения внешних контрактов, включая поиск делового партнера, переговоры, заключение контракта и его выполнение. Издержки контроля связаны с выполнением внутренних контрактов фирмы.