Маржа является финансовым показателем, который позволяет определить процент прибыли компании от общей стоимости товара или услуги. Узнайте, как рассчитать маржу на примере и узнайте значения различных видов маржи в бизнесе.
Cодержание
Маржа — это финансовый показатель, который показывает процент прибыли компании в общей стоимости товара или услуги. Рассчитывается как разница между отпускной ценой и себестоимостью в процентах. В маркетинговых и рекламных агентствах маржа означает долю прибыли агентства в чеке, который они предъявили клиенту.
Расчет маржи
Маржа может быть рассчитана по следующей формуле:
Маржа = (Выручка – Себестоимость) / Выручка х 100%
Например, если затраты на продвижение проекта составляют 10 тыс. рублей, а клиент заплатил за услуги 15 тыс. рублей, то маржа проекта будет равна 5 тыс. рублей. В процентном выражении это будет 33%.
Виды маржи
Существует несколько показателей маржи в зависимости от того, какие расходы учитываются в формуле подсчета маржи.
Чистая маржа
Чистая маржа (net profit margin) — это деньги, которые остаются в компании после оплаты всех счетов, включая компенсацию CEO. Формула для расчета чистой маржи выглядит так:
Чистая маржа = Чистая прибыль / Выручка х 100%
В западных агентствах хорошей маржой считается 20 – 25%. Маржинальность на уровне свыше 10% также является нормальным показателем.
Валовая маржа
Валовая маржа (gross profit margin, gross margin) — это деньги, которые остаются в агентстве после вычета прямых расходов на проекты. Нормальным значением валовой маржи для маркетингового агентства считается 50 – 60%.
Операционная маржа
Операционная маржа (operating income margin, operating profit margin, EBIT margin) — это один из показателей рентабельности продаж, который показывает отношение операционной прибыли к выручке. Этот показатель выражается в процентах.
Подсчет операционной маржи
В качестве операционной прибыли обычно используется EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов), в котором учитывается также расходы на амортизацию. Операционная маржа может быть рассчитана по следующей формуле:
Операционная маржа = Операционная прибыль / Выручка х 100%
Более высокое значение операционной маржи означает, что большая часть вырученного каждого доллара с продаж остается в виде прибыли.
См. также
Значение маржи в бизнесе
Показатель маржи формирует маржинальность бизнеса — то есть его способность приносить прибыль на вложенный капитал. Маржинальность также называется рентабельностью. Чем выше маржа, тем более эффективным считается бизнес.
Важно отметить, что маржа является абсолютным показателем и может быть использована для расчета других метрик, таких как пожизненная ценность клиента (LTV). Маржа помогает определить, сколько денег приносит клиент в среднем за период сотрудничества с компанией.
Выводы
Маржа является важным показателем в бизнесе, который позволяет определить процент прибыли компании от общей стоимости товара или услуги. Расчет маржи включает вычет себестоимости из выручки и выражается в процентах. Виды маржи включают чистую маржу, валовую маржу и операционную маржу. Маржинальность бизнеса зависит от высоты маржи и показывает его способность приносить прибыль на вложенный капитал. Расчет маржи может быть использован для определения других метрик, таких как LTV.
Что нам скажет Википедия?
Операционная маржа, или маржа операционной прибыли (англ. operating income margin, operating profit margin, EBIT margin, return on sales (ROS)) — один из показателей рентабельности продаж, равный отношению операционной прибыли к чистому объему продаж. Как правило, выражается в процентах.
В качестве операционной прибыли обычно используется EBIT — прибыль до уплаты процентов и налогов, в котором учитывается также расходы на амортизацию (операционная маржа по EBIT).
Альтернативным показателем операционной маржи выступает операционная маржа по чистой прибыли (англ. return on sales или коротко ROS), который показывает отношение чистой прибыли к выручке (объему продаж).
Выраженная в процентах, операционная маржа показывает, сколько дохода генерируется от операций на каждый рубль продаж после учета прямых затрат (при расчете операционной маржи по EBIT) или после учета всех затрат (при расчете операционной маржи по чистой прибыли), связанных с получением этих доходов. Более высокое значение операционной маржи означает, что большая часть вырученного каждого доллара с продаж остается в виде прибыли.
Операционная маржа по EBIT показывает часть дохода, доступная для покрытия внепроизводственных затрат, к примеру процентных выплат и налоговых платежей, поэтому инвесторы и кредиторы уделяют ей особое внимание. В свою очередь, операционная маржа по чистой прибыли (ROS) представляет собой часть дохода компании, остающая в распоряжении компании (или «возвращающаяся» в компанию в виде чистой прибыли) после всех понесенных ею издержек по ведению своей деятельности, и отражает конечный результат и общую эффективность ее деятельности. При этом, оба из этих индикатора представляет собой долю от выручки в процентном выражении.
Операционная маржа представляет собой хорошее информационное обеспечение по эффективности компании. Поскольку компании представляют собой совокупность проектов и рынков, о результатах деятельности отдельных их областей можно судить по тому, насколько каждая из этих областей способна увеличить (приумножить) чистую прибыль компании либо в счет покрытия внепроизводственных затрат. Позволяя учет размера различных проектов, операционная маржа создает необходимую основу для их сопоставления.
Операционная маржа может быть улучшена за счет улучшения руководства компанией, более эффективного использования ресурсов, улучшения ценообразования и более эффективного маркетинга.