Узнайте, что такое себестоимость и почему она важна для бизнеса. Рассмотрим различные виды себестоимости и факторы, влияющие на ее расчет. Планируйте и контролируйте затраты эффективно.
Cодержание
Себестоимость продукта — это совокупность затрат, которые несет бизнес в процессе выпуска одной единицы товара или оказания одной услуги. Простыми словами, себестоимость — это сумма, которую предприниматель потратил на то, чтобы сделать и продать свой товар.
Зачем бизнесу планирование и расчет себестоимости
Планирование себестоимости, то есть предварительный расчет всех затрат предприятия на выпуск единицы товара, проводят до начала серийного производства. Это помогает понять, какой будет рентабельность производства и где находится точка безубыточности.
В целом, отслеживание себестоимости продукции позволяет бизнесу:
- Оценить рентабельность и доходность компании;
- Анализировать производственную и коммерческую деятельность;
- Формировать розничные и оптовые цены на товары;
- Планировать бизнес-процессы более эффективно.
Виды себестоимости
Для контроля, оценки и планирования бизнес-процессов максимально эффективно, владельцу бизнеса необходимо знать все виды себестоимости. В зависимости от конкретной ситуации и направления деятельности компании, можно выделить следующие виды себестоимости:
Цеховая себестоимость
Это затраты на материалы и другие статьи расходов, к которым приплюсованы дополнительные расходы на поддержание производства. Например, на переоборудование цехов или проведение системы вентиляции для повышения уровня комфорта сотрудников.
Производственная себестоимость
При расчете этого показателя к цеховой себестоимости прибавляются общие расходы на производство. Это может быть обучение сотрудников работе с новым оборудованием — не только цеховым, но и, например, складским.
Полная себестоимость
Наиболее распространенный показатель, который считают все компании. В этом случае к производственным затратам добавляются коммерческие: изготовление упаковки, упаковка и маркировка товара, изготовление/покупка тары для его перевозки, маркетинговые мероприятия в digital-среде и в офлайне.
Общехозяйственная себестоимость
В этом случае в расчет показателя включают расходы на оплату труда «надстройки» — бухгалтеров, кадровиков, руководителей отделов, топ-менеджмента компании. Это все сотрудники, напрямую не связанные с процессом производства.
Нормативная, или плановая себестоимость
Рассчитывается с учетом норм и инструкций по созданию продукта. Например, если по инструкции сборка компьютера занимает 3 часа, именно оплату 3 часов рабочего времени сборщика закладывают в себестоимость товара.
См. также
Значение себестоимости в бизнесе
Для поддержания рентабельности бизнеса, рекомендуется проводить перерасчет себестоимости хотя бы раз в несколько месяцев, в зависимости от масштаба бизнеса. Этот показатель играет важную роль в формировании стратегии развития компании и определении цен на товары или услуги.
Себестоимость продукции — один из главных экономических показателей любого бизнеса. По нему оценивают рентабельность предприятия, рассчитывают доходность и выстраивают политику ценообразования. Себестоимость учитывает прямые и косвенные затраты на выпуск продукции.
Чтобы сформировать цену, при которой бизнес не будет торговать себе в убыток, необходимо правильно рассчитать себестоимость. В общем виде она представляет собой производственные затраты компании и расходы на продажу товара или услуги.
Значение себестоимости продукции необходимо для контроля финансовых результатов бизнеса. Показатель периодически обновляют. Его рассчитывают раз в квартал, полугодие или календарный год — интервал зависит от специфики производства.
Факторы, влияющие на себестоимость
Значение показателя может сильно варьироваться между периодами. Причин этому множество: сезонные колебания цен на сырье, изменения в логистике, реорганизация цехов. Все факторы, влияющие на расчет себестоимости продукции, можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние факторы
В эту группу включают обстоятельства, которые зависят от политики компании. Руководитель бизнеса может влиять на ситуацию и принимать меры по ее изменению. Основные внутренние факторы:
- Эффективность использования ресурсов;
- Оптимизация бизнес-процессов;
- Контроль над затратами;
- Инновации и совершенствование технологий.
Внешние факторы
На расчет себестоимости также влияют обстоятельства, не зависящие от воли и желания руководства — к ним можно только приспособиться. Эти факторы не воздействуют на компанию напрямую, но могут серьезно повлиять на ценообразование. Основные внешние обстоятельства:
- Изменение цен на сырье и энергоносители;
- Инфляция и изменения курсов валют;
- Изменение налогового законодательства;
- Конкуренция на рынке.
Виды себестоимости
В зависимости от порядка расчетов, различают следующие виды себестоимости:
- Цеховая себестоимость — затраты на материалы и другие статьи расходов, к которым приплюсованы дополнительные расходы на поддержание производства;
- Производственная себестоимость — к цеховой себестоимости прибавляются общие расходы на производство;
- Полная себестоимость — включает в себя производственные затраты, коммерческие расходы и расходы на доставку товара;
- Общехозяйственная себестоимость — включает расходы на оплату труда всех сотрудников, не связанных напрямую с процессом производства;
- Нормативная, или плановая себестоимость — рассчитывается с учетом норм и инструкций по созданию продукта.
См. также
Структура себестоимости продукции
Каждый бизнес, занимающийся производством товаров или оказанием услуг, имеет свои особенности в технологическом и административном аппарате. Поэтому структура себестоимости продукта может отличаться в зависимости от направления деятельности и масштабов компании.
Заключение
Себестоимость продукции является важным показателем для любого бизнеса. Он влияет на рентабельность и доходность компании, а также помогает в формировании стратегии развития и определении цен на товары или услуги. Расчет и планирование себестоимости позволяют бизнесу контролировать затраты, анализировать деятельность и принимать обоснованные решения.
Что нам скажет Википедия?
Себестоимость (англ. cost price) — стоимостная оценка текущих затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
Согласно БСЭ себестоимость продукции — это денежные (ресурсные) издержки предприятий на производство и реализацию продукции, выражающие стоимость потребленных средств производства и стоимость необходимого продукта.
Согласно БРЭ себестоимость — это стоимостная оценка текущих затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
Согласно п.9 ПБУ 10/99 себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг — это расходы по обычным видам деятельности, признанные как в отчётном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящие расходы, имеющие отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, продажи (перепродажи) товаров, а также коммерческие и управленческие расходы, признанные в качестве расходов по обычным видам деятельности в отчётном периоде.
Виды себестоимости
Себестоимость готовой продукции изменяется в зависимости от объёма затрат при её изготовлении. Таким образом, существуют следующие виды себестоимости:
Структура себестоимости по статьям калькуляции
Структура себестоимости по элементам затрат