Наценка — это добавка к закупочной цене (себестоимости) товара/услуги, которая составляет доход организации. Маржа — это разница между отпускной ценой и ценой закупки (себестоимостью). Узнайте, как эти показатели влияют на прибыльность и эффективность бизнеса.
Наценка и формула расчета
Наценка — это добавка к закупочной цене (себестоимости) товара/услуги, которая составляет доход организации. Она нужна, чтобы отбить затраты на транспортировку, зарплату, аренду офиса, склада и получить прибыль. Величина наценки зависит от товара, состояния рынка, конкуренции, целевой аудитории.
Для расчета финансовых показателей в компаниях не используют абсолютные значения, только относительные в процентах. Так можно сравнить разные показатели друг с другом.
То есть в процентном отношении наценка будет равна:
В нашем примере наценка составит: 70 руб / 50 руб · 100% = 140%
Маржа и формула расчета
Маржа — это разница между отпускной ценой и ценой закупки (себестоимостью). Маржа всегда считается от конечной стоимости продукта. В отличие от наценки, она показывает рентабельность продажи. Это самый первый вид прибыли, который получает компания.
Вернемся к примеру с газировкой и посчитаем маржу. В абсолютном значении она будет такой же, как наценка: отпускная цена минус себестоимость, т.е. 120–50=70 рублей. Но для анализа финансовых показателей используют относительное значение маржи:
Получаем, что маржа равна: 70 руб / 120 руб · 100% = 58,3%
Значит, что в отпускной цене заложено 41,7% себестоимости и 58,3% маржи. То есть с каждого рубля за проданную газировку компания зарабатывает 58,3 копейки прибыли. Это значение показывает прибыльность товара и эффективность работы компании.
Как маржа связана с наценкой
Зная маржу, можно посчитать наценку на товар. Рассмотрим на примере с газировкой:
И наоборот, если известна наценка, вычислим маржу:
Маржа и наценка автоматически рассчитываются в системе учета Большая Птица 2.0 — эти показатели можно использовать для контроля прибыльности и эффективности бизнеса.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Торговая наценка - составная часть цены товара; например, может быть разницей между розничной и оптовой ценой товаров, необходимая для покрытия издержек и получения средней прибыли предприятиями торговли.
Вычисляется как разница между ценой x₁ и себестоимостью x₂ по отношению к себестоимости x₂, то есть по формуле (x₁-x₂)/x₂ или x₁/x₂-1. Торговая наценка отличается от маржи, которая вычисляется как отношение той же разницы между ценой x₁ и себестоимостью x₂, но к цене x₁.
Исходя из формулы выше расчет наценки без НДС будет следующим: Себестоимость без НДС * (Наценка +1)= Цена без НДС, или, (Цена без НДС/Себестоимость без НДС) −1 = Наценка *100 %
Компания, решая проблему ценообразования, выбирает себе метод расчета цен, надеясь, что данный метод позволит корректно вычислить конкретную цену товара или услуги. Простейший способ образования цен выражается в начислении определённой наценки на себестоимость товара или услуги. Из себестоимости или из продажной цены вытекают два основных метода расчета наценок.