Автоматизация процессов на основе информационных технологий. Повышение качества исполнения, увеличение производительности, сокращение времени выполнения, снижение стоимости и повышение точности операций. Принципы, уровни и применение автоматизации процесса. Значение автоматизации в маркетинге.
Cодержание
Автоматизация процессов представляет собой один из подходов к управлению процессами на основе применения информационных технологий. Она позволяет осуществлять управление операциями, данными, информацией и ресурсами за счет использования компьютеров и программного обеспечения, которые сокращают степень участия человека в процессе или полностью его исключают.
Основная цель автоматизации процесса
Основной целью автоматизации процесса является повышение качества его исполнения. Автоматизированный процесс обладает более стабильными характеристиками, чем ручной процесс. Автоматизация процесса позволяет повысить производительность, сократить время выполнения, снизить стоимость, увеличить точность и стабильность выполняемых операций.
Принципы автоматизации процесса
Принципы автоматизации процесса являются общими и определяют условия эффективного выполнения процессов в автоматическом режиме. Основными принципами автоматизации процесса являются:
- Согласованность: В процессе, который контролируется автоматикой, все операции должны быть согласованы между собой и с входами и выходами процесса.
- Интеграция: Автоматизированный процесс должен иметь возможность встраиваться в общую систему организации.
- Независимость исполнения: Процесс должен реализовываться без или с минимальным участием человека.
Для каждого уровня и типа процесса эти общие принципы детализируются и применяются с учетом конкретных особенностей.
Уровни автоматизации процесса
Автоматизация процесса необходима для поддержки управления на всех уровнях иерархии компании. В зависимости от уровня управления выделяют следующие уровни автоматизации:
- Оперативный уровень: Автоматизация процесса на данном уровне обеспечивается системами автоматизации операций.
- Тактический уровень: Автоматизация процесса на данном уровне обеспечивается системами автоматизации управления.
- Стратегический уровень: Автоматизация процесса на данном уровне обеспечивается системами автоматизации стратегического управления.
Каждый из этих уровней автоматизации требует применения различных систем автоматизации в зависимости от уровня управления, на котором осуществляется автоматизация процесса.
Применение автоматизации процесса
Сегодня автоматизация процесса охватила многие отрасли промышленности и сферы деятельности, от производственных процессов до совершения покупок в магазинах. Независимо от размера и сферы деятельности организации, практически в каждой компании существуют автоматизированные процессы. Процессный подход предусматривает для всех процессов единые принципы автоматизации.
Зачем нужна автоматизация процесса?
Потребность в автоматизации процесса возникает обычно при росте компании. Автоматизация помогает увеличить прибыль, оптимизировать работу сотрудников, сократить ошибки и выстроить прозрачную финансовую отчетность.
Автоматизация маркетинговых процессов
В маркетинге автоматизацию используют для обработки входящего трафика, управления связями с клиентами, проведения маркетинговых кампаний и анализа результатов.
Все эти процессы направлены на создание эффективной автоворонки — сценария, по которому пользователь движется от знакомства с продуктом к покупке. Для каждого из них существуют специальные инструменты автоматизации, такие как попапы, онлайн-чаты и чат-боты.
Автоматизация процесса является неотъемлемой и важной частью современного управления. Она позволяет повысить качество и эффективность процессов, ускорить их выполнение, снизить затраты и повысить точность операций. Поэтому все больше компаний активно внедряют автоматизацию процесса в свою деятельность.
Что нам скажет Википедия?
Автоматизация технологического процесса — совокупность методов и средств, предназначенная для реализации системы или систем, позволяющих осуществлять управление самим технологическим процессом без непосредственного участия человека, либо оставления за человеком права принятия наиболее ответственных решений.
Как правило, в результате автоматизации технологического процесса создаётся АСУ ТП.
Основа автоматизации технологических процессов — это перераспределение материальных, энергетических и информационных потоков в соответствии с принятым критерием управления (оптимальности). В качестве оценочной характеристики может выступать понятие уровня (степени) автоматизации.
Цели автоматизации
Основными целями автоматизации технологического процесса являются:
- повышение производительности и эффективности работы;
- улучшение качества продукции;
- снижение затрат на производство;
- обеспечение безопасности труда;
- сокращение времени производственного цикла;
- увеличение гибкости и адаптивности системы управления.
Задачи автоматизации и их решение
Цели достигаются посредством решения следующих задач автоматизации технологического процесса:
- автоматизация управления и контроля;
- автоматизация сбора и анализа данных;
- автоматизация регулирования и управления;
- автоматизация взаимодействия между компонентами системы;
- автоматизация принятия решений.
Решение задач автоматизации технологического процесса осуществляется при помощи:
- разработки и внедрения программного обеспечения;
- использования сенсоров и измерительных устройств;
- применения контроллеров и исполнительных механизмов;
- внедрения сетевых технологий и систем связи.
Автоматизация технологических процессов в рамках одного производственного процесса позволяет организовать основу для внедрения систем управления производством и систем управления предприятием.
В связи с различностью подходов различают автоматизацию следующих технологических процессов:
- управление и контроль процессов;
- управление режимами и параметрами;
- управление транспортом и логистикой;
- управление складским хозяйством;
- управление качеством;
- управление энергоснабжением и ресурсами.
Применение технических средств автоматизации в производственном процессе
Автоматизация производства предполагает наличие надежных, относительно простых по устройству и управлению машин, механизмов и аппаратов. Развитие технических средств автоматизации является сложным процессом, в основе которого лежат интересы автоматизируемых производств-потребителей, с одной стороны, и экономика и возможности предприятий-изготовителей средств,— с другой. Первичным стимулом развития является повышение эффективности работы производств-потребителей за счет внедрения новой техники автоматизации. В связи с разнообразием функций автоматизированных объектов и их технических характеристик, появилась задача уменьшить функциональное и конструктивное многообразие, при этом сохранить оптимальное удовлетворение запросов автоматизируемых предприятий. Эта задача решается при помощи методов стандартизации.
Выделяют два основных принципа стандартизации:
- функциональный принцип, основанный на соответствии средств автоматизации выполнению определенной функции;
- интерфейсный принцип, предусматривающий согласование параметров и характеристик средств автоматизации с требованиями и условиями их взаимодействия.
К техническим средствам автоматизации также предъявляют определенные требования. Такие как:
- надежность и долговечность;
- гибкость и масштабируемость;
- быстродействие и точность;
- легкость в обслуживании и ремонте;
- совместимость и стандартизация.
Список примечаний
Литература
- Л. И. Селевцов, Автоматизация технологических процессов. Учебник: Издательский центр "Академия"
- В. Ю. Шишмарев, Автоматика. Учебник: Издательский центр "Академия"