Диверсификация (от англ. diversify — «разнообразие») — это стратегия, которая позволяет сохранить ресурсы и обеспечить стабильный доход с помощью распределения рисков. Одним из самых популярных определений диверсификации является фраза «Храните яйца в разных корзинах». Это означает, что если одна корзина опрокинется, то в других «яйца» останутся целыми, и убытки будут минимальными. Узнайте о типах диверсификации и ее целях.
Диверсификация (от англ. diversify — «разнообразие») — это стратегия, которая позволяет сохранить ресурсы и обеспечить стабильный доход с помощью распределения рисков. Одним из самых популярных определений диверсификации является фраза «Храните яйца в разных корзинах». Это означает, что если одна корзина опрокинется, то в других «яйца» останутся целыми, и убытки будут минимальными.
Зачем нужна диверсификация
Главная цель диверсификации — минимизация рисков. Компания, использующая разные инструменты и подходы в своей деятельности, становится более предсказуемой, что позволяет ей страдать меньше от неожиданных убытков, вызванных скачками цен, снижением спроса, инфляцией, изменениями в экономике и политике и другими негативными факторами.
Вторая цель диверсификации — развитие бизнеса и конкурентные преимущества. Адаптация к новым реалиям становится возможной благодаря диверсификации. Например, во время пандемии многие компании, активно применяющие диверсификацию в своей деятельности, смогли остаться на плаву, изменить свою бизнес-модель, вкладываться в развитие онлайн-продаж и доставку товаров, а также выпускать новые продукты.
Снижение рисков и развитие производства приводят к третьей цели диверсификации — получению прибыли. Применение различных видов диверсификации делает процесс получения прибыли стабильным, предсказуемым и устойчивым к кризисам.
Типы диверсификации
Диверсификация производства
Этот тип диверсификации включает расширение ассортимента продукции, запуск новых линий производства, открытие предприятий, модернизацию производства и внедрение современных технологий. Примером может служить фабрика «Ермолино», которая начинала с производства замороженных полуфабрикатов, а затем расширила ассортимент до колбас, молочных продуктов, десертов и сладостей.
Диверсификация цен
Этот тип диверсификации включает выпуск продукции разной ценовой категории в зависимости от дохода покупателей, сорта товара и объемов производства. Например, фабрика может производить дешевые пряники, которые продаются на вес, дорогие дизайнерские пряники в красивой упаковке и бублики по умеренным ценам. Такая стратегия позволяет компании получать стабильный доход, учитывая сезонные изменения спроса на разные ценовые сегменты продукции.
Диверсификация бизнеса
Данный тип диверсификации предполагает распределение рисков между разными, не связанными между собой проектами и запуск новых бизнесов. Например, компания может добавить в свой портфель новые направления деятельности или приобрести сторонние активы. Примером может служить российский концерн «Калашников», который помимо оружия выпускает медицинскую технику и автомобильные компрессоры.
Диверсификация инвестиционного портфеля
Этот тип диверсификации связан с распределением инвестиций по разным финансовым инструментам. Максимальный эффект от диверсификации достигается при добавлении в инвестиционный портфель активов различных классов, отраслей и регионов. Это позволяет снизить риски и повысить доходность инвестиций.
См. также
Как выбрать бизнес-стратегию?
При выборе бизнес-стратегии необходимо учитывать ряд факторов. Одним из них является решение о том, должен ли бизнес быть специализированным или диверсифицированным. Специализированный бизнес означает фокусировку на одном продукте или направлении деятельности, в то время как диверсифицированный бизнес предполагает развитие нескольких направлений одновременно.
Специализированный бизнес может быть как малым, семейным предприятием, так и крупной компанией. Примером специализированного бизнеса являются семейные пекарни или магазины, которые ведут свою деятельность в течение десятилетий и специализируются на производстве определенных товаров, таких как хлеб, мясные продукты или сыр. Однако, специализированный бизнес может также представляться крупными компаниями, которые успешно занимаются производством определенного товара или услуги без стремления расширяться на другие рынки или отрасли.
Диверсифицированный бизнес, в свою очередь, предполагает разнообразие продуктов, производств и услуг, которые не всегда связаны друг с другом ни технологически, ни географически, ни маркетингово. Это может быть предельным описанием, когда компания занимается разными видами производства, например, производством мороженого в Африке, электрических трансформаторов в Европе и владением гостиниц в Америке. Однако, диверсификация может быть и менее радикальной, когда компания развивает несколько взаимосвязанных направлений деятельности или добавляет новые продукты или услуги в свой ассортимент.
При выборе бизнес-стратегии необходимо учитывать особенности компании, рынка, конкурентной среды и потребностей клиентов. В некоторых случаях специализированный бизнес может быть более эффективным, в то время как в других случаях диверсификация может принести больше преимуществ. Важно провести анализ и оценить потенциальные риски и выгоды каждой стратегии, чтобы сделать осознанный выбор.
Заключение
Диверсификация бизнеса — это стратегия, которая позволяет компаниям минимизировать риски, развиваться и получать стабильную прибыль. Различные типы диверсификации, такие как диверсификация производства, диверсификация цен, диверсификация бизнеса и диверсификация инвестиционного портфеля, позволяют компаниям расширять свою деятельность, адаптироваться к новым реалиям и снижать зависимость от отдельных факторов и рыночных условий.
Что нам скажет Википедия?
Диверсифика́ция (новолат. diversificatio «изменение, разнообразие» от лат. diversus «разный» + facere «делать») — проникновение специализированных (промышленных, транспортных, строительных) фирм в другие отрасли производства, изменение и расширение ассортимента выпускаемой продукции и видов предоставляемых услуг, переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства.
Диверсификация — мера разнообразия в совокупности. Чем больше разнообразие, тем больше диверсификация. Диверсификация — важная инвестиционная концепция. Она снижает риск инвестиционного портфеля, при этом чаще всего не снижая доходность.
Наибольший эффект от диверсификации достигается добавлением в инвестиционный портфель активов различных классов, отраслей, регионов таким образом, чтобы падение стоимости одного актива компенсировалось ростом другого. Это наилучший способ получения экономической выгоды от инвестиции.
Наряду с этим известна и «наивная диверсификация» (англ. naive diversification) — стратегия, применяя которую, инвестор просто инвестирует в ряд различных активов и надеется, что вероятность получения доходов от этого портфеля тем самым повышается. Использование этой стратегии не обязательно приводит к снижению связанных с портфелем рисков и даже может повысить эти риски.
Диверсификация производства — это одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и тому подобного. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.
Диверсификация рисков — это распределение инвестиций по разным финансовым инструментам. Диверсификация делится на два типа — связанная и несвязанная. Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности компании, связанную с уже существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии). Несвязанная (латеральная) диверсификация — новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса.
Связанная диверсификация делится на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная означает производство продуктов и услуг на предыдущей или следующей ступени производственного процесса (производственной цепочки, цепочка создания добавленной стоимости). То есть производитель готовой продукции начинает либо производить для неё комплектующие (назад по цепочке), например, производитель компьютеров начинает сам производить и продавать ЖК-матрицы, либо выходит на рынок продукции или услуг ещё более высокой глубины переработки (вперёд по цепочке), например, производитель процессоров начинает производить компьютеры. Горизонтальная — производство продуктов на той же ступени производственной цепочки. Например, производитель компьютеров начинает производить телевизоры. Новый продукт или услуга может выпускаться под уже имеющимся брендом, либо под новым брендом.
Диверсификация поставщиков — это распределение закупок среди нескольких фирм-поставщиков с целью снизить риск недоставки товара, брака продукции и т. д., а также построение разветвленной сети поставщиков способных компенсировать друг друга в случае временного или полного прекращения сотрудничества.
Горизонтальная диверсификация подразумевает разработку или приобретение отличающихся от имеющихся в ассортименте продуктов, которые потенциально интересны аудитории.
Вертикальная диверсификация представляет стремление к кооперации всех процессов производства в рамках одной организации.
Концентрическая / связанная диверсификация включает в себя разработку или приобретение продуктов, связанных с имеющимися у организации товарами или технологиями.
Конгломеративная / несвязанная диверсификация представляет собой развитие бизнеса в новой отрасли, не связанной с имеющимися у организации технологиями или товарами.