Что таке маркетинг?

33

Узнайте больше о маркетинге и его роли в современном бизнесе на ПингвинКапитал.

Ма́ркетинг или марке́тинг[1][2][3][4] (от англ. marketing «рыночная деятельность») — организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации[4][5]. Более кратко, маркетинг — деятельность, направленная на удовлетворение рыночных потребностей с целью извлечения прибыли. В общем смысле предназначение маркетинга состоит в «определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей»[6].

Что такое маркетинг: функции, задачи и виды | Unisender
Источник изображения: www.unisender.com

Определения маркетинга

В современной литературе существует огромное количество определений маркетинга. Приведём некоторые из них:

  • Маркетинг – это комплекс стратегий, целей, задач и методов по созданию продукта, его продвижению и организации сбыта, а также установлению контакта с клиентами, работниками, поставщиками и партнерами.
  • Маркетинг в практическом отношении подразумевает собой процессы стимулирования продаж продукта, его совершенствование, ценовую политику, определение каналов сбыта и распространение рекламы.
  • Маркетинг – это общественный, технологический, экономический и управленческий процесс, обеспечивающий динамичную работу, гибкость и готовность к изменениям на рынке.
Что такое маркетинг: объясняем простым языком
Источник изображения: crystal-digital.ru

История маркетинга

В 1902 году в университетах США были прочитаны первые курсы маркетинга: Эдвард Джонс (англ. Edward Jones) — Мичиганский университет, Саймон Литман (англ. Simon Litman) — Калифорнийский университет в Беркли, Джордж М. Фиск (англ. George M. Fisk) — Иллинойский университет[9].

В 1926 году в США создана Национальная ассоциация маркетинга и рекламы. На её основе сформировано Американское общество маркетинга, а в 1973 году эта организация была переименована в Американскую ассоциацию маркетинга (АМА). Позже аналогичные ассоциации и организации появились в Западной Европе, Канаде, Австралии и Японии.

В дальнейшем маркетинг стал развиваться в рамках менеджмента как синтез экономической теории и экономики отдельных отраслей хозяйства, постепенно становясь его новой философией. В 1940—1950-х годах маркетинг сомкнулся с теорией управления, образовав новую — рыночно-ориентированную теорию управления (так называемый маркетинг-менеджмент). Наряду со сбытом экономисты включили в неё детальный анализ рынка, а затем в 1960—1970-е годы добавили программы налаживания долговременных экономических связей с потребителями (CRM-концепция) и сегментирование рынка. Позже были разработаны методы кредитования покупателя, послепродажного обслуживания и др.

Новый этап маркетинга объявляется как стратегическое управление на основе маркетингового подхода, при котором часть его функций передают на стратегический уровень[10].

В СССР в середине 1970-х годов была сформирована Секция маркетинга при Торгово-промышленной палате СССР. В 1990 году сформировалась Всесоюзная ассоциация маркетинга; позднее, после распада СССР, была переименована во Всероссийскую ассоциацию маркетинга[11]. Сейчас в России существует некоммерческое объединение («некоммерческое партнерство») специалистов по маркетингу.

Виды маркетинга

Маркетинг может быть очень разным в зависимости от задач, которые стоят перед конкретным бизнесом, и отчасти от свойств продукта.

Стимулирующий маркетинг

Направлен на активизацию спроса, если его нет: например, при выводе на рынок нового продукта, о котором аудитория еще не знает.

Что делают маркетологи:

  • Разрабатывают маркетинговые стратегии для создания интереса к новому продукту.
  • Организуют рекламные кампании для привлечения целевой аудитории.
  • Проводят мероприятия и акции для привлечения внимания к продукту.

Развивающий маркетинг

Этот вид маркетинга работает с продуктом, о котором рынок уже знает, но постоянный стабильный спрос еще не сформирован.

Что делают маркетологи:

  • Анализируют рынок и конкурентов для определения потенциала роста.
  • Разрабатывают маркетинговые стратегии для стимулирования спроса на продукт.
  • Организуют рекламные кампании и промоакции для привлечения потенциальных покупателей.

Конверсионный маркетинг

Направлен на повышение конверсии, то есть на то, чтобы ваш продукт покупали больше и чаще.

Что делают маркетологи:

  • Исследуют процесс продажи и выявляют факторы, влияющие на конверсию.
  • Разрабатывают маркетинговые стратегии для увеличения конверсии.
  • Оптимизируют маркетинговые каналы и процессы для повышения эффективности продаж.

Массовый маркетинг

Направлен на охват целевой аудитории. Актуален в случаях, когда товар позиционируется как универсальный, предназначенный для самого массового сегмента рынка.

Что делают маркетологи:

  • Разрабатывают маркетинговую стратегию для привлечения широкой аудитории.
  • Организуют масштабные рекламные кампании для охвата большого числа потенциальных клиентов.
  • Анализируют рынок и конкурентов для определения преимуществ и уникальности продукта.

Целевой маркетинг

Направлен на работу с конкретной группой целевой аудитории и на дифференциацию продуктов.

Что делают маркетологи:

  • Исследуют потребности и предпочтения целевой аудитории.
  • Разрабатывают маркетинговую стратегию, учитывая особенности целевой группы.
  • Создают продукты и услуги, соответствующие потребностям целевой аудитории.

Дифференцированный маркетинг

В этом виде сочетаются черты массового и целевого маркетинга. Работа идет с несколькими целевыми группами (охват), при этом для каждого сегмента целевой аудитории создается свое предложение (дифференциация).

Что делают маркетологи:

То же, что и при массовом и целевом маркетинге в зависимости от конкретного бизнеса и задач.

Прямой маркетинг

Самый открытый вид маркетинга — откровенный, незавуалированный призыв купить продукт. Может применяться при сложной ситуации и высокой конкуренции на рынке.

Что делают маркетологи:

  • Создают привлекательные предложения и прямые призывы к покупке.
  • Организуют прямую коммуникацию с клиентом для продвижения продукта.
  • Используют инструменты прямого маркетинга, такие как телефонные звонки или почтовая рассылка.

Партизанский маркетинг

Этим термином обозначают скрытую рекламу и продвижение бренда, продукта, услуги малозатратными способами.

Что делают маркетологи:

Используют нестандартные методы для привлечения внимания к продукту или бренду.

Лекция 1. Что такое маркетинг?
Источник изображения: www.culturepartnership.eu

Заключение

Маркетинг играет ключевую роль в современном бизнесе, позволяя организациям достичь успеха и прибыли. Различные виды маркетинга позволяют эффективно управлять процессами создания и продвижения продуктов, а также установления взаимоотношений с клиентами. Понимание основ маркетинга и применение соответствующих стратегий помогает компаниям преуспеть на рынке и достичь своих бизнес-целей.

Что такое маркетинг: объясняем простым языком
Источник изображения: crystal-digital.ru

Что нам скажет Википедия?

Ма́ркетинг или марке́тинг (от англ. marketing «рыночная деятельность») — организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. Более кратко, маркетинг — деятельность, направленная на удовлетворение рыночных потребностей с целью извлечения прибыли. В общем смысле предназначение маркетинга состоит в "определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей".