Под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов и сохранить положение на рынке. Узнайте, как определяется и охраняется коммерческая тайна в соответствии с Федеральным законом о коммерческой тайне.
Cодержание
Понятие коммерческой тайны
Под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне), коммерческая тайна является информацией, к которой у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой установлен режим коммерческой тайны.
Закон о коммерческой тайне регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Режим коммерческой тайны считается установленным только после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по ее охране (часть 2 статьи 10 Закона о коммерческой тайне).
Требования к мерам по охране конфиденциальности информации
Меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, должны включать в себя:
- Определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну.
- Ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка.
- Учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана.
- Регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров.
- Нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации.
Что относится к коммерческой тайне?
К информации, составляющей коммерческую тайну, могут относиться производственные, технические, экономические, организационные и иные сведения любого характера, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность. Это также может включать сведения о способах ведения профессиональной деятельности компании. Однако статья 5 Закона о коммерческой тайне приводит перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны.
См. также
Нужно ли делать запись в трудовой книжке по срочному договору?
Как правильно подписать договоры или подписать договора́?
Наказание за нарушение режима коммерческой тайны
Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, является нарушением. За разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотрена ответственность в соответствии с действующим законодательством. Наказание может включать дисциплинарные, гражданско-правовые, административные, уголовные и материальные меры ответственности.
Документальное оформление режима коммерческой тайны
Режим коммерческой тайны устанавливается путем принятия следующих действий:
- Утверждение "Положения о коммерческой тайне" в компании в целях реализации требований политики информационной безопасности компании и сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну.
- Применение мер по охране конфиденциальности информации, о которых указано в Законе о коммерческой тайне.
После получения статуса коммерческой тайны информация начинает охраняться законом.
История коммерческой тайны
В 1817 году в Великобритании, а в 1837 году в США впервые на судебных процессах обсуждалась коммерческая тайна, а решения этих судов стали важными прецедентами. Первым в мире законом, охраняющим коммерческую тайну, стал закон, подписанный в 1844 году французским королем Луи-Филиппом. В России наказание за разглашение коммерческой тайны было установлено в 1845 году.