Искусство войны - самый известный древнекитайский трактат, посвященный военной стратегии и политике. Узнайте, какие концепции лежат в его основе и как он применяется в современном мире. Этот трактат продолжает вдохновлять и помогать лидерам в достижении победы.
Cодержание
«Искусство войны» (кит. трад. 孫子兵法, упр. 孙子兵法, пиньинь Sūn Zǐ bīng fǎ, палл. Сунь-Цзы, реконструкция древнекитайского произношения по Чжэнчжану: [*suːns ʔslɯʔ praŋ pqab], дословно — «Законы войны (военные методы) почтенного (учителя) Суня»; другие названия: «Трактат учителя Суня», «Сунь-Цзы о военном искусстве») — самый известный древнекитайский трактат, посвящённый военной стратегии и политике и написанный Сунь-Цзы. Состоит из 13 глав (пянь). Является основополагающим текстом «школы военной философии», главным в её каноническом Семикнижии (У цзин ци шу).
Создание
Традиционно авторство приписывается легендарному военачальнику и стратегу Сунь Цзы (VI—V века до н. э.). Трактат, соответственно, долгое время датировался концом VI — началом V века до н. э. (514—495, возможно, 510). Найденный в 1972 году в захоронении начала эпохи Хань (206 год до н. э. — VIII век н. э.) новый расширенный вариант Сунь-цзы даёт основания датировать его создание второй половиной V века до н. э. (453—403). Однако, результаты ряда исследований, проведённых за последние 30 лет как китайскими, так и западными учёными указывают на то, что трактат скорее всего был составлен реальным историческим лицом, полководцем Сунь Бинем, жившим в Царстве Ци в IV веке до н. э. (приблизительно 380—325 годы до н. э.) в период Сражающихся царств.
Концепции
Общая идеология Сунь-Цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского Дао, космическим циклизмом школы инь-ян, легистской «политологией» и управленческим прагматизмом моистов. Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как «великое дело государства», «почву жизни и смерть, путь (дао) существования и гибели», а с другой — как «путь обмана», обобщён в 5 принципах:
- Воля правителя;
- Небесный путь;
- Земная позиция;
- Войска;
- Дисциплина.
Данные принципы должны быть реализуемы посредством 7 «расчётов»:
- Согласное действие;
- Пустота;
- Поразительная сила;
- Контроль;
- Распределение;
- Разведка;
- Обман.
Семь возможных причин поражения по вине генерала:
- Неумение;
- Волнение;
- Гордыня;
- Неопределенность;
- Жадность;
- Скупость;
- Поспешность.
Сунь-Цзы также рассматривает важность экономии ресурсов и использование военных уловок, фуражировки и шпионажа для достижения победы.
См. также
Применение в современности
Трактат «Искусство войны» нашел применение не только в древней Китае, но и в современном мире. Он используется в военном обучении в армии США, в том числе в военно-морских силах. Также трактат был модернизирован и широко применен Хо Ши Мином в его деятельности.
Сегодня «Искусство войны» остается актуальным и важным источником знаний о военной стратегии и политике. Этот трактат продолжает вдохновлять и помогать полководцам и лидерам в различных сферах деятельности, обучая их эффективным методам планирования, принятия решений и достижения победы.
Что нам скажет Википедия?
«Искусство войны» является самым известным древнекитайским трактатом, посвященным военной стратегии и политике. Оно представляет собой основополагающий текст «школы военной философии» и состоит из 13 глав. Концепция Сунь-Цзы сочетает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса и даосскую диалектику вселенского Дао, космическим циклизмом школы инь-ян, легистской «политологией» и управленческим прагматизмом моистов.
Сунь-Цзы рассматривает войну как органическое целое, начиная с дипломатии и мобилизации, и заканчивая шпионажем. Целью войны является создание условий для процветания населения и его лояльности к правителю. Идеальная победа достигается подчинением других государств дипломатическими методами, без привлечения к военным действиям. Поэтому активная дипломатия, разрушение союзов противника и ломание его стратегии играют важную роль.
Сунь-Цзы подчеркивает, что война является дорогостоящим занятием, причиняющим убытки государству и страдания народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Войну необходимо вести так, чтобы избегать столкновения с сильным противником и использовать неравновесное распределение сил в свою пользу. Также важно собирать информацию о противнике и скрывать свои действия.
Основой концепции Сунь-Цзы является дисциплина в войсках и поддержание духа. Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где армия теряет волю. Военные действия следует вести быстро, чтобы избежать экономических потерь и предотвратить возможное ожесточение и превращение войны в пользу противника.
Сунь-Цзы считал войну необходимым злом, которое следует избегать, как только возможно. Война должна проводиться быстро, чтобы избежать экономических потерь, а также следует избегать резни и зверств, чтобы не спровоцировать сопротивление и не дать противнику возможность обратить войну в свою пользу.»