Конфликты в коллективе — это естественное явление, которое может возникать из-за сплетен, конкуренции и неправильной организации труда. Узнайте, как правильно распознавать и разрешать конфликты в статье на ПингвинКапитал.
Cодержание
Конфликты — всегда серьезная помеха для продуктивной работы, но они случаются в каждой компании, и это нормально. Главное — вовремя идентифицировать конфликт и правильно на него среагировать.
Как показали результаты опроса «Работы.ру», каждый пятый респондент сталкивался с конфликтными ситуациями на рабочем месте. Иногда разногласия приводили к увольнению — 27% участников исследования ушли по собственному желанию, а с 2% опрошенных компания разорвала трудовые отношения по причине конфликтов с коллективом.
Причины конфликтов в коллективе
Среди причин рабочих «столкновений» лидируют сплетни на работе — это отметили 58% опрошенных. На втором месте — доносы начальству со стороны коллег (41%), на третьем — конфликты из-за низкой работоспособности сотрудников (35% опрошенных). Еще 19% опрошенных отметили высокую конкуренцию с коллегами, а 11% недовольны агрессией со стороны товарищей.
Если конфликты не гасить вовремя, ценные работники снижают производительность труда, растут увольнения. А это ведет к прямому росту затрат: компания вынуждена тратиться на поиск, найм и адаптацию сотрудников. Именно поэтому нужно научиться вовремя распознавать конфликты и подбирать подходящую стратегию их разрешения — и делать это как можно быстрее.
Виды рабочих конфликтов
По иерархии все разногласия между сотрудниками можно грубо разделить на две большие группы — вертикальные и горизонтальные.
Вертикальные конфликты
Вертикальные конфликты возникают между руководителем и сотрудниками. Их профилактике служат инструменты Трудового кодекса: испытательный срок (ст. 70 ТК РФ), замечание или выговор (ст. 194 ТК РФ), лишение премии, отстранение от работы, даже увольнение (ст. 81 ТК РФ).
Горизонтальные конфликты
Горизонтальные конфликты возникают между сотрудниками одного отдела или соседними подразделениями и практически не регулируются кодексом. Поэтому линейный руководитель с эйчаром должны вырабатывать индивидуальные решения в каждом отдельном случае.
См. также
Причины возникновения конфликтов
Организационные конфликты возникают из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, непродуманной или отсутствующей системы мотивации и поощрения, слабой корпоративной культуры.
Также распространены межличностные конфликты. Проявления их могут быть весьма разнообразны: саботаж, прямые оскорбления, нарушение личных границ, пассивная агрессия и т.п. Четыре основных вида межличностных конфликтов такие:
- субъективные разногласия по вопросам работы;
- конфликты личности;
- конфликты в коммуникации;
- конфликты во взаимодействии.
Стратегии решения конфликтов
Лучший результат разрешения конфликта — удовлетворение интересов всех сторон. Для этого можно применять различные стратегии:
- сотрудничество и совместное решение проблемы;
- компромиссное решение, когда каждая сторона идет на некоторый уступок;
- конкуренция и принуждение;
- избегание конфликта путем отклонения вопроса или ухода от него;
- сотрудничество с использованием посредника или третьей стороны.
Выводы
Конфликты в коллективе являются естественным явлением, которое может возникать по разным причинам. Важно уметь распознавать конфликты вовремя и применять подходящие стратегии для их разрешения. Работающие вместе сотрудники могут использовать межличностные навыки и стратегии, чтобы достичь конструктивного и успешного разрешения конфликтов.
Что нам скажет Википедия?
Социальный конфликт – это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, обществом в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.