Бизнес-модель является основой описания и анализа взаимосвязанных бизнес-процессов компании. Она помогает определить целевую аудиторию, разработать уникальное предложение, выбрать каналы взаимодействия с клиентами, установить отношения с ними, определить источники доходов и необходимые ресурсы. Узнайте, какие бывают модели бизнеса и как они влияют на успех и развитие предприятия.
Cодержание
Бизнес-модель — это анализ и схематичное описание взаимосвязанных бизнес-процессов компании. Модель наглядно показывает: что, кому и как именно продавать, а также насколько это выгодно.
Структура бизнес-модели
Самый популярный шаблон бизнес-модели предприятия (Business Model Canvas) разработали Александр Остервальдер и Ив Пинье. Он состоит из 9 блоков — ключевых элементов бизнеса.
Сегменты целевой аудитории (ЦА)
Это ключевое место всей бизнес-модели. Нужно описать сегменты целевой аудитории, то есть людей, которые будут покупать ваши товары или услуги. Важно понять, кто ваши клиенты, какие качества продукта для них важны, сколько они готовы платить и за что.
Сегментов ЦА может быть несколько. Для каждого нужно сформировать отдельное предложение и взаимодействовать с его представителями, исходя из их потребностей и предпочтений. Чем лучше вы узнаете своих покупателей, тем эффективнее будут рекламные кампании и выше продажи.
Достоинства предложения (УТП)
Опишите товары или услуги, которые планируете продавать. Проанализируйте: какую проблему покупателя решает продукт, почему человек будет его покупать у вас, а не у конкурентов.
Суть в том, чтобы построить бизнес-модель вокруг создания большей ценности для покупателя. Чем лучше вы удовлетворите его потребности, тем охотнее он купит продукт и тем с большей вероятностью вернется к вам снова.
Каналы взаимодействия (сбыта)
Опишите, какими путями будете «касаться» клиента и рассказывать о продукте, как донесете ценность предложения, как будете доставлять продукт и обслуживать клиентов, как сформируете положительное впечатление от сотрудничества и будете напоминать о себе после продажи.
Отношения с клиентами
Решите, как вы будете привлекать и удерживать клиентов. Нужно понять, как лучше общаться с покупателями (например, лично или через автоматическую рассылку), нужно ли обучать их и чему именно, предполагает ли продукт самообслуживание или требуется ваша помощь.
Источники доходов
Перечислите откуда, за что и как именно вы будете получать деньги.
Деньги можно зарабатывать разными путями:
- Продажа товаров или услуг
- Аренда или лицензирование интеллектуальной собственности
- Реклама или спонсорство
- Подписки или абонентская плата
Здесь же опишите принципы ценообразования и способы оплаты. Проанализируйте, сколько каждый из сегментов ЦА готов платить. В будущем это поможет посчитать доходность бизнес-модели.
Ключевые ресурсы
Перечислите, что вам нужно, чтобы запустить бизнес, обеспечить его дальнейшее функционирование и развитие. Это всё то, что поможет вам предоставить ценность клиентам и достичь стратегических целей.
Что такое бизнес-модель
Есть несколько подходов к пониманию сущности бизнес-модели. В самом общем понимании бизнес-модель — это способ превращения имеющихся ресурсов (материальных, финансовых или творческих) в прибыль с учетом покрытия всех финансовых издержек. Однако такие модели могут решать и другие задачи:
- Рассмотреть динамику процессов, чтобы определить слабые места и «бутылочные горлышки» во взаимодействии различных элементов бизнеса
- Точнее определить целевую аудиторию (ЦА) продукта и способы его продажи
- Описать логику взаимоотношений с клиентами или поставщиками
- Спрогнозировать точки роста
См. также
Виды бизнес-моделей как способа монетизации
Попробуйте сходу ответить на вопрос: каким образом можно извлечь прибыль, имея какой-либо ценный продукт (товар или услугу)?
Скорее всего вам на ум придет только банальное: продать его в розницу или оптом по цене дороже, чем себестоимость, и на этом заработать. Такая бизнес-модель характерна для большинства производственных предприятий, особенно если себестоимость товара существенна, а спрос на него безусловен.
Гораздо сложнее продать такой продукт (чаще речь идет об услугах), ценность которого для потенциального покупателя неочевидна, а себестоимость мала. Например, музыкальную звукозапись.
В таких случаях продавцы идут на различные ухищрения, которые в совокупности определяют метод монетизации бизнес-модели компании и отражают ее суть.
Каждый из этих элементов критически важен и представляет собой определенный процесс или ресурс. При этом они тесно взаимосвязаны.
В подходе экономиста Майкла Портера выбранная компанией стратегия (ценовое лидерство, дифференциация или узкая специализация) транслируется на иные организационные аспекты, определяющие пути достижения стратегических целей. Производная от стратегии бизнес-модель, в свою очередь, определяет процессы, необходимые для функционирования бизнеса.
Концепция бизнес-модели тесно связана с другими подходами к описанию бизнеса — например, корпоративной стратегией, бизнес-процессами и цепочкой ценности.
В силу малого возраста понятия бизнес-модели в экономической науке не сложилось консенсуса относительно определения и категоризации бизнес-моделей.
Работа, обобщающая подходы к определению бизнес-модели, обозначила её как представление структурных, операционных и финансовых механизмов работы коммерческой организации, её продукты и услуги в настоящий момент времени и их дальнейшее развитие для достижения стратегических целей компании.
Важно отметить, что бизнес-модель может быть уникальной для каждой компании, в зависимости от ее целей, продуктов и рынка.
Выводы
Бизнес-модель является основой описания и анализа взаимосвязанных бизнес-процессов компании. Она помогает определить целевую аудиторию, разработать уникальное предложение, выбрать каналы взаимодействия с клиентами, установить отношения с ними, определить источники доходов и необходимые ресурсы.
Виды бизнес-моделей могут различаться в зависимости от способа монетизации и конкретных факторов, связанных с продуктом или услугой.
Бизнес-модель является ключевым инструментом для успеха и развития предприятия, поэтому ее разработка и анализ являются важными задачами для каждого бизнеса.
Что нам скажет Википедия?
Бизнес-модель — концептуальное описание предпринимательской деятельности.
Впервые это понятие прозвучало в аннотациях к научным работам на экономическую тематику в конце 1940-х годов, а в 1950—1960-х годах закрепилось в контексте деловых игр для руководителей. До второй половины 1990-х годов понятие модели бизнеса рассматривалось в контексте корпоративной стратегии и было созвучно ей. Интерес к бизнес-моделям как инструменту для описания отличий новых интернет-компаний друг от друга и от традиционного бизнеса проявился во время Бума доткомов, а бизнес-моделирование стало подходом к представлению стартапов незнакомым с новым рынком инвесторам. Вследствие этого большинство исследований бизнес-моделей в 1990-х и 2000-х годах было посвящено именно технологическим компаниям, и понятие ассоциировалось именно с ними.
В работе, обобщающей подходы к определению бизнес-модели, исследователи из Лондонского университета Брунеля и парижской Высшей школы экономических и коммерческих наук обозначили её как представление структурных, операционных и финансовых механизмов работы коммерческой организации, её продукты и услуги в настоящий момент времени и их дальнейшее развитие для достижения стратегических целей компании.
Концепция бизнес-модели тесно связана с другими подходами к описанию бизнеса — например, корпоративной стратегией, бизнес-процессами и цепочкой ценности.
В подходе экономиста Майкла Портера выбранная компанией стратегия (ценовое лидерство, дифференциация или узкая специализация) транслируется на иные организационные аспекты, определяющие пути достижения стратегических целей. Производная от стратегии бизнес-модель, в свою очередь, определяет процессы, необходимые для функционирования бизнеса.
Дэвид Тис рассматривает стратегию как обоснование бизнес-модели, которой он отводит роль обобщённого описания компании. В его подходе цепочка ценности служит связующим звеном этих концепций, описывая конкретные наборы действий, направленных на создание ценностей и их распространение.
В силу малого возраста понятия бизнес-модели в экономической науке не сложилось консенсуса относительно определения и категоризации бизнес-моделей. Рассматривая концепцию с разных сторон, исследователи представляли разные подходы и типологии моделей, как универсальные, так и специфичные для отдельного рынка.
Питер Друкер в своей статье о бизнес-моделях не упоминает термин "бизнес-модель" напрямую, но он использует понятие теории бизнеса, которая представляет собой совокупность предположений о деятельности компании. Он приводит пример корпорации IBM, которая изменяла свои предположения в соответствии с изменениями рыночной среды.
Пол Тиммерс в своей работе классифицировал 11 бизнес-моделей интернет-торговли, описывая их архитектуру продуктов, услуг и информационных потоков, а также их потенциальную выгоду и источники получения прибыли.
Майкл Льюис критически оценивает понятие бизнес-модели и связывает его с непродуманными планами компаний. Он приводит пример завышенных цен на программные продукты Microsoft и компаний, которые сводили модель заработка к привлечению посетителей на веб-сайты для продажи рекламных площадей.
Джоан Магретта называет бизнес-модели историями, отвечающими на вопросы теории бизнеса Питера Друкера о клиентах и их ценностях. Она разделяет бизнес-модели на созидательную и посвященную продаже, а также отмечает, что программное обеспечение позволяет соотносить множество факторов и проектировать бизнес до его запуска.
Александр Остервальдер описывает бизнес-модель как чертёж, по которому функционирует компания. Он представляет модель бизнеса в виде девяти взаимосвязанных блоков, включающих ключевые ресурсы и процессы, клиентов и их взаимодействие, ценностное предложение, структуру затрат и источники доходов.
Клэйтон Кристенсен определяет бизнес-модель как сочетание способов создания и предоставления клиенту ценности. Он выделяет ценностное предложение, формулу получения дохода, основные ресурсы компании и ключевые бизнес-процессы как элементы модели, которые делают её сложнее для копирования.
Примеры разных типов бизнес-моделей приводит Марк Джонсон, соотнося их с существующими компаниями.