Узнайте, кто составляет бизнес-модели и какие шаблоны используются. Определите сегменты целевой аудитории и описание товаров или услуг. Изучите каналы взаимодействия, отношения с клиентами, и источники доходов. Перечислите ключевые ресурсы и узнайте о преимуществах и недостатках бизнес-моделей.
Cодержание
Бизнес-модель — это анализ и схематичное описание взаимосвязанных бизнес-процессов компании. Модель наглядно показывает: что, кому и как именно продавать, а также насколько это выгодно.
Самый популярный шаблон бизнес-модели предприятия (Business Model Canvas) разработали Александр Остервальдер и Ив Пинье. Он состоит из 9 блоков — ключевых элементов бизнеса.
Сегменты целевой аудитории
Сегменты целевой аудитории (ЦА) являются ключевым местом всей бизнес-модели. Необходимо описать сегменты целевой аудитории, то есть людей, которые будут покупать ваши товары или услуги. Важно понять, кто ваши клиенты, какие качества продукта для них важны, сколько они готовы платить и за что.
Достоинства предложения (УТП) также важны при составлении бизнес-модели. Опишите товары или услуги, которые планируете продавать. Проанализируйте, какую проблему покупателя решает продукт, почему человек будет его покупать у вас, а не у конкурентов.
Каналы взаимодействия
Каналы взаимодействия определяют, какими путями будете «касаться» клиента и рассказывать о продукте, как доставлять продукт и обслуживать клиентов, как формировать положительное впечатление от сотрудничества и как напоминать о себе после продажи.
См. также
Отношения с клиентами
Решите, как вы будете привлекать и удерживать клиентов. Нужно понять, как лучше общаться с покупателями (например, лично или через автоматическую рассылку), нужно ли обучать их и чему именно, предполагает ли продукт самообслуживание или требуется ваша помощь.
Источники доходов
Перечислите откуда, за что и как именно вы будете получать деньги. Деньги можно зарабатывать разными путями. Здесь же опишите принципы ценообразования и способы оплаты. Проанализируйте, сколько каждый из сегментов ЦА готов платить. В будущем это поможет посчитать доходность бизнес-модели.
Ключевые ресурсы
Перечислите, что вам нужно, чтобы запустить бизнес, обеспечить его дальнейшее функционирование и развитие. Это всё то, что поможет вам создать ценность для клиентов. Ключевые ресурсы могут включать физические активы, интеллектуальную собственность, технологии, финансовые ресурсы и т.д.
Кто составляет бизнес-модели? Все зависит от масштабов компании. Если она небольшая, нанимать профессиональных аналитиков и маркетологов, конечно, будет неоправданно дорого. Поэтому небольшие компании составляют модель самостоятельно, обычно на основе готовых шаблонов или конструкторов.
Более крупные организации часто отдают разработку бизнес-моделей на аутсорс. Это могут быть специализированные агентства или частные специалисты-аналитики. Такой подход обычно является самым эффективным и оправданным в долгосрочной перспективе.
См. также
Достоинства и недостатки бизнес-модели
Бизнес-модель позволяет представить конкретные перспективы развития организации, ответить на вопрос, что будет делать компания ближайшие пару лет. Она также помогает представить, как будут организованы бизнес-процессы в широком смысле.
Кроме того, такой документ обеспечивает хорошую репутацию компании на рынке и делает ее более заметной для инвесторов. Однако, недостатком бизнес-модели может быть сложность ее разработки и необходимость постоянного обновления и адаптации в соответствии с изменениями в бизнес-среде.
В заключении, составление бизнес-модели — это неотъемлемая часть стратегического планирования компании. Это процесс, требующий анализа и понимания рынка, клиентов и конкурентов. Независимо от масштаба компании, создание эффективной бизнес-модели помогает достичь поставленных целей и обеспечить устойчивый рост и развитие.
Что нам скажет Википедия?
Концепция бизнес-модели тесно связана с другими подходами к описанию бизнеса — например, корпоративной стратегией, бизнес-процессами и цепочкой ценности.
В подходе экономиста Майкла Портера выбранная компанией стратегия (ценовое лидерство, дифференциация или узкая специализация) транслируется на иные организационные аспекты, определяющие пути достижения стратегических целей. Производная от стратегии бизнес-модель, в свою очередь, определяет процессы, необходимые для функционирования бизнеса.
Дэвид Тис (англ.) (рус. рассматривает стратегию как обоснование бизнес-модели, которой он отводит роль обобщённого описания компании. В его подходе цепочка ценности служит связующим звеном этих концепций, описывая конкретные наборы действий, направленных на создание ценностей и их распространение.
Развитие подходов в экономической науке не привело к консенсусу относительно определения и категоризации бизнес-моделей. Исследователи представляли разные подходы и типологии моделей, как универсальные, так и специфичные для отдельного рынка.
Александр Остервальдер представил бизнес-модель как чертёж, по которому функционирует компания. Свою канву бизнес-модели он впервые описал в квалификационной работе на соискание степени доктора философии в 2004 году, а в 2010 году развил наработки в книге «Построение бизнес-моделей». Канва представляет модель бизнеса в виде девяти взаимосвязанных блоков, включающих характеристику ключевых ресурсов и процессов, задействованных в создании ценности, клиентов и взаимодействия с ними, ценностное предложение, структуру затрат и источники доходов.
Клэйтон Кристенсен определяет бизнес-модель как сочетание способов создания и предоставления клиенту ценности. Он выделяет ценностное предложение, формулу получения дохода, основные ресурсы компании и ключевые бизнес-процессы как элементы бизнес-модели.