Бизнес-процессы – это все то, что происходит в компании. Узнайте о различных видах бизнес-процессов и их значении для компаний. Эффективное управление процессами - ключ к успешной работе и достижению целей компании. Читайте на ПингвинКапитал.
Cодержание
Дать четкое и исчерпывающее определение тому, что такое бизнес-процесс, не так просто. Бизнес-процессы – это всё то, что происходит в компании. При этом каждый такой процесс имеет отношение в равной степени к работникам компании и её клиентам, потому что конечная цель каждой компании – создавать ценности для клиента.
От бизнес-процессов неотделимо и понятия продукта. Продуктом может быть не только продукция, но и, например, отчет, заявка, любой документ.
Существуют разные виды бизнес-процессов, которые выделяются в зависимости от того, к какой области работы предприятия они относятся.
Основные, дополнительные и вспомогательные бизнес-процессы
Основными, или операционными бизнес-процессами, называют процессы, от которых напрямую зависит прибыль компании. Чаще всего это производство продукции, оказание услуг, а также продажи.
К основным процессам могут примыкать те, которые обеспечивают дополнительную ценность. Например, производство конфет – основной процесс, но без яркой упаковки их не получится продать дорого, поэтому все действия, направленные на производство коробок для конфет и их расфасовывание, также можно причислить к основным процессам.
Дополнительным бизнес-процессом может стать деятельность, связанная с основной и также приносящая доход, но менее важная. Для отеля такой деятельностью может стать обеспечение работы ресторана рядом с главным корпусом; для питомника, продающего саженцы деревьев – торговля новогодними ёлками.
Вспомогательные бизнес-процессы потому так и называются, что не нужны компании сами по себе, однако без них невозможна основная и дополнительная деятельность. Для подавляющего большинства компаний вспомогательные процессы – это закупка сырья и оборудования, ведение бухгалтерии, кадровая политика.
Для наглядности взаимосвязей между бизнес-процессами разных видов используется высокоуровневая карта бизнес-процессов или, другими словами, карта бизнес-способностей. Такая карта представляет процессы компании в виде деятельности, потребляющей ресурсы и выпускающей продукцию или услуги, и наглядно отображает, что организация должна уметь делать, чтобы систематически и предсказуемо достигать своих целей.
Виды вспомогательных бизнес-процессов
Наиболее важными из вспомогательных являются следующие виды бизнес-процессов:
- Обеспечивающие - всё, что необходимо для поддержания основной деятельности: закупки, оборудование, аренда.
Процессы управления, в свою очередь, подразделяются на:
- Анализ рынка;
- Анализ заявки клиента и подготовка договора;
- Согласование договора;
- Анализ возможностей производства;
- Расчет плановой себестоимости заказа;
- Анализ состояния расчетов с клиентом;
- Мониторинг состояния заказа в производстве;
- Отгрузка готовой продукции;
- Фактурирование.
Таким образом, различные виды бизнес-процессов в организации выполняют разные функции и имеют свою ценность. Эффективное управление этими процессами является ключевым фактором для успешной работы и достижения целей компании.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Выделяют три вида бизнес-процессов:
- Бизнес-процесс начинается со спроса потребителя и заканчивается его удовлетворением. Процессно-ориентированные организации стараются устранять барьеры и задержки, возникающие на стыке двух различных подразделений организации при выполнении одного бизнес-процесса.
- Бизнес-процесс может быть декомпозирован на несколько подпроцессов, процедур и функций, которые имеют собственные атрибуты, однако также направлены на достижение цели основного бизнес-процесса. Такой анализ бизнес-процессов обычно включает в себя составление карты бизнес-процесса и его подпроцессов, разнесенных между определёнными уровнями активности.
- Бизнес-процессы должны быть построены таким образом, чтобы создавать стоимость и ценность для потребителей и исключать любые необязательные или вовсе лишние активности. На выходе правильно построенных бизнес-процессов увеличиваются ценность для потребителя и рентабельность (меньшая себестоимость производства товара или услуги).
Бизнес-процессы могут подвергаться различному анализу в зависимости от целей моделирования. Анализ бизнес-процессов может применяться при бизнес-моделировании, функционально-стоимостном анализе, формировании организационной структуры, реинжиниринге бизнес-процессов, автоматизации технологических процессов.
Одним из методов анализа текущей деятельности является составление модели бизнес-процесса «как есть» (as is). После этого модель бизнес-процесса подвергается критическому анализу или обрабатывается специальным программным обеспечением. По результатам анализа формируется модель бизнес-процесса «как будет» (to be) и план мероприятий по внедрению необходимых изменений.
Для визуализации бизнес-процессов часто применяются различные графические нотации в форме различных модификаций блок-схем, среди применяемых для моделирования бизнес-процессов - BPMN (функциональная последовательность работ), EPC (событийная последовательность работ), IDEF0 - логическая последовательность работ.