Узнайте разницу между понятиями наценки и маржи и их важность для определения цены и оценки прибыльности компании. Планируйте и корректируйте наценку и маржу для достижения желаемых результатов.
Cодержание
Прибыль всех предприятий торговли строится по простой формуле: купить дешевле — продать дороже. Для формирования цены на товары/услуги используют понятия наценки и маржи, которые многие считают синонимами. На самом деле, они отличаются: наценка используется в контексте закупочной цены, а маржа — для определения цены продажи и служит показателем эффективности работы.
Наценка и формула расчета
Наценка — это добавка к закупочной цене (себестоимости) товара/услуги, которая составляет доход организации. Она нужна, чтобы отбить затраты на транспортировку, зарплату, аренду офиса, склада и получить прибыль. Величина наценки зависит от товара, состояния рынка, конкуренции, целевой аудитории.
Например, компания торгует газировкой. Одна бутылка в закупке обходится 50 рублей, в магазине её продают за 120 рублей. Разница между покупкой и продажей 70 рублей — это наценка в абсолютном значении.
Для расчета финансовых показателей в компаниях не используют абсолютные значения, только относительные в процентах. Так можно сравнить разные показатели друг с другом.
То есть в процентном отношении наценка будет равна:
Наценка = (Разница между продажной и закупочной ценой / Закупочная цена) * 100%
В нашем примере наценка составит: 70 руб / 50 руб * 100% = 140%
Что нужно учитывать при расчете наценки: правильная наценка позволяет покрыть расходы, связанные с закупкой и реализацией товара и получить компании прибыль.
Маржа и формула расчета
Маржа — это разница между отпускной ценой и ценой закупки (себестоимостью). Маржа всегда считается от конечной стоимости продукта. В отличие от наценки, она показывает рентабельность продажи. Это самый первый вид прибыли, который получает компания.
Вернемся к примеру с газировкой и посчитаем маржу. В абсолютном значении она будет такой же, как наценка: отпускная цена минус себестоимость, т.е. 120–50=70 рублей. Но для анализа финансовых показателей используют относительное значение маржи:
Маржа = (Разница между отпускной и закупочной ценой / Отпускная цена) * 100%
Получаем, что маржа равна: 70 руб / 120 руб * 100% = 58,3%
Значит, что в отпускной цене заложено 41,7% себестоимости и 58,3% маржи. То есть с каждого рубля за проданную газировку компания зарабатывает 58,3 копейки прибыли. Это значение показывает прибыльность товара и эффективность работы компании.
См. также
Как маржа связана с наценкой
Зная маржу, можно посчитать наценку на товар. Рассмотрим на примере с газировкой:
Наценка = (Маржа / (100% - Маржа)) * 100%
И наоборот, если известна наценка, можно вычислить маржу:
Маржа = (Наценка / (100% + Наценка)) * 100%
Таким образом, наценка и маржа являются важными показателями для определения цены и оценки прибыльности компании. Их правильный расчет и анализ позволяет принимать обоснованные решения в сфере торговли.
Маржа и наценка: формулы, отличия и ценность для ритейла
Маржа и наценка - понятия, с которыми имеет дело каждый ритейлер при определении цены. Их абсолютные значения чаще всего одинаковые, однако процентные - всегда разные. Именно поэтому возникает путаница в их понимании и при принятии решений.
Наценка отображает процесс генерирования прибыли, а маржа показывает рентабельность товаров.
Стоит отметить, что наценка (в процентном выражении) всегда больше маржи и растет более быстрыми темпами. При этом тенденции изменения этих показателей одинаковы: при росте наценки маржа также будет расти, и наоборот.
Примеры: как рассчитывается наценка и маржа?
Допустим, компания торгует фруктовыми соками. Один литр сока в закупке обходится 20 ден.ед., в магазине его продают по цене 50 ден.ед.
Разница между ценой продажи и ценой приобретения 30 ден. ед. - это абсолютное значение наценки и маржи. Но в ритейле используют преимущественно процентные значения этих показателей.
Рассчитаем наценку и маржу в процентах:
Наценка = (Разница между продажной и закупочной ценой / Закупочная цена) * 100% = (30 ден.ед. / 20 ден.ед.) * 100% = 150%
Маржа = (Разница между продажной и закупочной ценой / Продажная цена) * 100% = (30 ден.ед. / 50 ден.ед.) * 100% = 60%
Таким образом, наценка рассчитывается для определения цены, а маржа - для оценки прибыльности товаров и эффективности работы компании.
См. также
Как планировать наценку и маржу?
Понимая тесную взаимосвязь между наценкой и маржой, можно планировать и корректировать их с учетом желаемых результатов:
Наценка, % = Маржа / (100% - Маржа)
Маржа - показатель рентабельности товаров, и каждый владелец хочет достичь ее оптимального значения. Поэтому, зная желаемую величину маржи, можно рассчитать размер наценки, которую следует добавить к закупочной цене.
Например, если владелец сети хочет увеличить маржу с 60% до 62%, можно рассчитать необходимый размер наценки:
Необходимая наценка = Маржа / (100% - Маржа) = 62% / (100% - 62%) = 1,63
Таким образом, планирование и корректировка наценки и маржи помогают достичь желаемой прибыльности товаров и эффективности работы компании.