Стремительное развитие маркетплейсов привлекает к этому каналу продаж новые компании и индивидуальных предпринимателей. Узнайте, как правильно рассчитать маржинальность товаров для торговли на маркетплейсах, почему это важно и какие показатели следует учитывать. Рассмотрим методы расчета маржинальности и ее роль в эффективности процесса продаж на маркетплейсах.
Cодержание
Стремительное развитие маркетплейсов привлекает к этому каналу продаж новые компании и индивидуальных предпринимателей. Действительно, заработать на торговле на маркетплейсах вполне реально, особенно если подходить к продажам осознанно и рассчитывать экономику.
Причины, которые заставляют селлеров рассчитывать маржинальность товаров
Ключевая причина перехода предпринимателей на маркетплейсы — повышенный интерес покупателей к этим торговым площадкам. Связано это с тем, что для них характерна высокая конкуренция среди представленных продавцов, в результате чего каждый пользователь может подобрать себе товар, устраивающий по цене, способу оплаты, скорости доставки и так далее. Кроме этого, на площадке представлен гораздо больший ассортимент, чем в любом среднестатистическом онлайн-магазине, есть гарантия возврата, да и цены зачастую немного ниже.
Подобрать прибыльный товар для реализации на торговых площадках — половина успеха. Рассчитывать рентабельность продаж необходимо и до закупки и выставления его на витрине, и в процессе продаж. Рассмотрим, как рассчитать маржинальность и оценить, стоит ли иметь дело с конкретным товаром, успешны ли продажи и какие товары лучше убрать из реализации.
Почему важно рассчитывать маржинальность товаров для торговли на маркетплейсах?
Маржа, маржинальность и наценка крайне важны при ведении торгового бизнеса, но самый наглядный показатель из перечисленных — это маржинальность маркетплейсов, позволяющая делать выводы об эффективности процесса продаж.
Если маржинальность растет, значит бизнес развивается, а выстроенная система продаж отлажена и работает результативно. Показатель маржинальности в рамках запланированной указывает, что процессы функционируют в штатном режиме. Если же она снижается от месяца к месяцу, то для руководителя это тревожный сигнал, требующий анализа и детального выяснения, где бизнес теряет финансы.
При отрицательной динамике маржинальности необходимо срочно определить, где произошел сбой:
- Структуре затрат;
- Ценообразовании;
- Маркетинговой политике;
- Другие факторы, влияющие на прибыльность.
Знать маржинальность необходимо и до старта бизнеса, когда предприниматель только определяется, что будет реализовывать. Используется данный параметр и при подсчете точки безубыточности, он дает возможность определить, какая выручка необходима организации, чтобы покрыть регулярные расходы и выйти в ноль. Оптимально, чтобы бизнес достиг точки безубыточности в первой половине месяца.
Что такое маржа и маржинальность?
Маржа — это финансовый показатель, который показывает процент прибыли компании в общей стоимости товара или услуги. Рассчитывается как разница между отпускной ценой и себестоимостью в процентах. В маркетинговых и рекламных агентствах маржа означает долю прибыли агентства в чеке, который они предъявили клиенту.
Маржинальность же — это соотношение маржи к выручке, которое рассчитывается в процентах. С помощью этого показателя можно определить эффективность работы выстроенной системы продаж и долю маржи в каждом рубле выручки.
Как рассчитать маржинальность?
Для расчета маржинальности необходимо знать выручку и переменные расходы. Выручка представляет собой сумму, которую получила организация от реализации товара или услуги. Переменные расходы — это расходы, которые зависят от объема выручки, такие как стоимость упаковки, транспортировки и закупочная цена составляющих элементов.
Формула для расчета маржинальности выглядит следующим образом:
Маржинальность (%) | = | (Выручка - Переменные расходы) / Выручка * 100 |
---|
Применение данной формулы позволяет предпринимателю оценить эффективность выстроенности бизнес-процессов в компании и прибыльность от продажи товара или услуги. Также систематический контроль маржинальности помогает управленческому составу во время делать выводы и вносить корректировки в принятие стратегических решений.
Виды маржи и особенности расчета
Существует несколько показателей маржи в зависимости от того, какие расходы учитываются в формуле подсчета маржи:
- Чистая маржа (net profit margin) — это деньги, которые остаются в компании после оплаты всех счетов, включая компенсацию CEO. Формула для расчета:
Чистая маржа (%) | = | Чистая прибыль / Выручка * 100 |
---|
- Валовая маржа (gross profit margin, gross margin) — это деньги, которые остаются в агентстве после вычета прямых расходов на проекты. Формула для расчета:
Валовая маржа (%) | = | Выручка - Прямые расходы / Выручка * 100 |
---|
Кроме того, существуют и другие показатели маржи, такие как операционная маржа и PBIT маржа, которые могут быть полезны для разных целей и анализа бизнеса.
Заключение
Рассчитывать маржинальность товаров для торговли на маркетплейсах является важной задачей для предпринимателей. Это позволяет оценить эффективность продаж, выявить проблемные товары или направления бизнеса, а также принимать информированные решения по улучшению прибыльности. Знание различных видов маржи и методов их расчета поможет предпринимателям более грамотно управлять своим бизнесом на маркетплейсах и достичь успеха.
Что нам скажет Википедия?
Маржина́льная торго́вля (англ. margin trading) — проведение спекулятивных торговых операций с использованием денег и/или товаров, предоставляемых торговцу в кредит под залог оговоренной суммы — маржи́. От простого кредита маржинальный отличается тем, что получаемая сумма денег (или стоимость получаемого товара) обычно в несколько раз превышает размер залога (маржи). Например, за предоставление права заключить контракт на покупку или продажу 100 тысяч евро за доллары США брокер обычно требует в залог не более 2 тысяч долларов. Такое кредитование возможно потому, что целью операций при маржинальной торговле всегда является лишь получение разницы в ценах на один и тот же товар через некоторое время, а вовсе не потребление купленного. При этом поставки товара в адрес торговца никогда не происходит, что устраняет риски порчи или утраты товара. Маржинальные операции обязательно предполагают «закрытие сделки», то есть выполнение парной контроперации относительно «открывающей» сделки — если первой была покупка товара за рубли, то через некоторое время обязательно будет продажа этого же товара за рубли, а не отчуждение или использование его иным способом. Это позволяет при выдаче маржинального кредита имеющиеся у трейдера средства трактовать как гарантию погашения возможного убытка от сделки, то есть в расчёт принимается размер возможного убытка, а не сама цена как таковая.
Маржинальная торговля позволяет торговцу увеличить объёмы операций при тех же капиталах. Кроме того, при маржинальной торговле обычно разрешено продавать взятый в кредит товар с предполагаемой последующей покупкой аналогичного товара и возврата кредита в натуральном (товарном) виде. Такая операция называется короткая позиция или продажа без покрытия (непокрытая продажа). Этот механизм обеспечивает возможность получать прибыль при падении цен (примеры приведены ниже).
Маржинальный принцип широко распространён в биржевой торговле любыми инструментами.
Условия получения маржинального кредита
Маржинальная торговля предполагает осуществление операций с активами, полученными от брокера в кредит. Это могут быть как денежные средства, так и торгуемые товары: например, акции, срочные контракты. Маржинальное кредитование имеет свою специфику. Обычно оговариваются следующие условия:
Размер маржинальных требований очень сильно зависит от ликвидности торгуемого товара. На валютном рынке маржа обычно составляет 0,5 — 2 %. В выходные дни она может подниматься до 5 — 10 %. В США, Великобритании, Германии маржа на фондовом рынке может составлять 20 — 50 %. В России для торговли некоторыми акциями для некоторых торговцев Федеральная служба по финансовым рынкам (до 2004 года её функции выполняла Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг) разрешает маржу 25 — 50 % от суммы контракта (по состоянию на февраль 2007). Размер маржи может зависеть от направления первой сделки (покупка или продажа).
Регуляторные органы в кризисных ситуациях дополнительно ограничивают возможность проведения маржинальных операций. Для борьбы с паникой и слухами, охватившими Wall Street, Комиссия по ценным бумагам и биржам экстренно ограничила с 21 июля 2008 года «короткие» продажи бумаг 19 крупных финансовых компаний, а с 19 сентября 2008 года этот список расширился до 799 финансовых компаний. Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании (FSA) ввело временный запрет на «короткую продажу» акций на Лондонской фондовой бирже с 19 сентября 2008 года до 16 января 2009 года.
Федеральная служба по финансовым рынкам России 17 сентября 2008 года приостановила торги по всем ценным бумагам на российских фондовых биржах. В комментарии руководителя ФСФР России Владимира Миловидова этот шаг объясняется тем, что «брокеры продолжают заключать маржинальные сделки и открывать короткие позиции, еще больше дестабилизируя ситуацию».
Маржинальная торговля всегда предполагает, что торговец обязательно через некоторое время проведет противоположную операцию на тот же объём товара. Если первой была покупка, то обязательно последует продажа. Если первой была продажа, то обязательно ожидается покупка. После первой операции (открытия позиции) торговец обычно лишен возможности свободного распоряжения купленным товаром или полученными от продажи средствами. Он также передает в качестве залога часть собственных средств в размере оговоренной маржи. Брокер внимательно следит за открытыми позициями и контролирует размер текущего результата исходя из цен встречных заявок, которые позволяют немедленно закрыть позицию. Если убыток достигает критического значения (например, половины маржи), брокер может обратиться к торговцу с предложением передать в залог дополнительные средства. Это обращение называют маржин-колл — от англ. Margin call (дословный перевод — требование о марже). Если средства не поступят, а убыток продолжит нарастать, брокер от своего имени принудительно закроет позицию.
В любой момент торговец может дать команду, противоположную первой, то есть закрыть позицию. Это может быть сделано непосредственно или в форме заранее подготовленного распоряжения (ордера) о выполнении действий при достижении цены указанного значения. Финансовый результат торговца определяет объём сделки и разница между ценой покупки и ценой продажи. После закрытия позиции высвобождается залоговая маржа, к которой прибавляют результат операции. Если результат положительный, торговец получит обратно средств больше на сумму прибыли, чем отдал в залог. При отрицательном результате убыток вычтут из залога и вернут лишь остаток. В самом плохом случае от залога ничего не останется.
Торговец не несёт никаких дополнительных финансовых обязательств перед брокером за полученный кредит, кроме предоставления маржи. Обычно брокер не может предъявить требования о предоставлении дополнительных средств на том основании, что позиция была закрыта с убытком, который превысил размер предоставленного залога. Такая ситуация может происходить при открытии нового торгового дня, когда торги начинаются с сильным отрывом от котировок предыдущего дня. В таком случае риск дополнительных убытков лежит на брокере. В этом принципиальное отличие маржинальной торговли от торговли с использованием обычного кредита. В этом маржинальная торговля похожа на азартную игру, где риск, как правило, ограничен размером ставки.
Чтобы иметь возможность проводить маржинальную торговлю, брокер обычно не предоставляет торговцу полного права собственности на торгуемые инструменты или требует оформления специального залогового договора. Торговец не должен иметь возможности препятствовать принудительному закрытию позиций брокером. Очень часто товар и/или выручка от продажи вообще не передаются в собственность торговца. Учитывается лишь его право дать распоряжение на покупку/продажу. Как правило, этого достаточно для сделок спекулятивного характера, когда торговца интересует не объект торговли, а лишь возможность заработать на разнице в цене. Такая торговля без реальной поставки сокращает накладные расходы спекулянта.
Для быстрого определения промежуточной прибыли обычно рассчитывается цена пункта — изменение результата при минимальном изменении котировки (на один пункт). Впоследствии цена пункта просто умножается на количество пунктов изменения котировки.
Выгодность
Для торговца
Для брокера
Риски
Широкое использование маржинальной торговли увеличивает количество и суммы сделок на рынке. Это приводит к росту скорости изменения результата торговой операции, к росту рисков. Увеличение объёмов сделок влияет на характер рынка. Большое число хаотичных мелких сделок увеличивает ликвидность рынка, стабилизирует его. С другой стороны, если сделки происходят однонаправленно, они могут значительно увеличить ценовые колебания.
Использование кредитного плеча пропорционально увеличивает скорость получения дохода при движении цены в сторону открытой позиции. Однако при противоположном движении цены в точно такой же степени увеличивается скорость нарастания убытков. Это может приводить как к очень быстрому обогащению, так и к быстрой потере капитала. Для нахождения оптимальной величины используемого кредитного плеча нужно обращать внимание на среднюю волатильность котировок торгуемого инструмента. Чем выше волатильность, тем выше вероятность, что использование большого кредитного плеча может приводить к существенным потерям даже от случайных рыночных колебаний.
Примеры
Ожидается рост цены
Если ваших средств хватает на покупку 10 акций компании, то при маржинальной торговле брокер может принять ваши деньги в залог и позволить вам купить, например, 100 акций этой же компании. Таким образом, при увеличении цены акций вы получите большую прибыль, чем если бы вы торговали только 10 акциями. Однако, если цена акций начнет падать, вы также понесете убыток в большем объеме, чем при торговле только 10 акциями.