Изучите понятия маржи и наценки и их взаимосвязь. Узнайте, как рассчитывать наценку и маржу в процентах. Планируйте свою прибыльность с учетом желаемых результатов.
Cодержание
Маржа и наценка - понятия, с которыми имеет дело каждый ритейлер при определении цены. Их абсолютные значения чаще всего одинаковые, однако процентные - всегда разные. Именно поэтому возникает путаница в их понимании и при принятии решений.
В чем разница между маржой и наценкой?
Прибыль в розничной сети формируется по простой схеме: купить дешевле – продать подороже. Прирост в цене и есть наценкой либо маржой в абсолютном выражении. Но следует понимать, что наценка используется в контексте закупочной цены (себестоимости), а маржа – отпускной (продажной) цены.
Показатель | Описание |
---|---|
Наценка | Добавка к закупочной цене товара |
Маржа | Разница между отпускной ценой и закупочной ценой товара |
Следовательно, наценка отображает процесс генерирования прибыли, а маржа – рентабельность товаров.
Стоит отметить, что наценка (в процентном выражении) всегда больше маржи и растет более быстрыми темпами. При этом тенденции изменения этих показателей одинаковы: при росте наценки маржа будет также расти, и наоборот.
Примеры: как рассчитывается наценка и маржа?
Допустим, компания торгует фруктовыми соками. Один литр сока в закупке обходится 20 ден.ед., в магазине его продают по цене 50 ден.ед.
Разница между ценой продажи и ценой приобретения 30 ден. ед. - это абсолютное значение наценки и маржи. Но в ритейле используют преимущественно процентные значения этих показателей.
Рассчитаем наценку и маржу в процентах:
Показатель | Значение |
---|---|
Цена приобретения | 20 ден.ед. |
Цена продажи | 50 ден.ед. |
Наценка | 150% |
Маржа | 60% |
И так, цена сока увеличилась на 150%, то есть на каждых 100 ден.ед. закупочной цены добавлено 150 ден.ед., что в будущем будет воплощено в прибыль сети.
Кроме того, в цене реализации заложено 40% себестоимости и 60% маржи. То есть, каждые 100 ден.ед. сока принесут 60 ден. ед. прибыли.
Следовательно, наценка рассчитывается для определения цены, а маржа - для оценки прибыльности сети, как результат проделанной работы.
См. также
Какая комиссия за снятие наличных с кредитной карты Сбербанка?
Как планировать наценку и маржу?
Понимая тесную взаимосвязь между наценкой и маржой, можно планировать и корректировать их с учетом желаемых результатов:
Наценка, % = Маржа : (100 % - Маржа)
Маржа - показатель рентабельности товаров, и каждый владелец хочет достичь ее оптимального значения. Поэтому, зная желаемую величину маржи можно рассчитать размер наценки, которую следует добавить к закупочной цене.
Для примера предположим, что владелец сети хочет увеличить маржу в следующем периоде на сок с 60% до 62% при условии, что себестоимость (цена закупки) останется неизменной. Необходимый размер наценки можно рассчитать по формуле:
Наценка = Маржа / (100% - Маржа)
Таким образом, для достижения желаемой маржи в 62%, необходимо установить наценку в 1,61 (или около 61%)
Зная эти формулы и умея корректно расчитать наценку и маржу, ритейлер может эффективно планировать свою прибыльность и принимать обоснованные решения относительно ценообразования.
Что нам скажет Википедия?
Торговая наценка - составная часть цены товара; например, может быть разницей между розничной и оптовой ценой товаров, необходимая для покрытия издержек и получения средней прибыли предприятиями торговли.
Вычисляется как разница между ценой x1 и себестоимостью x2 по отношению к себестоимости x2, то есть по формуле (x1-x2)/x2 или x1/x2-1. Торговая наценка отличается от маржи, которая вычисляется как отношение той же разницы между ценой x1 и себестоимостью x2, но к цене x1.
Исходя из формулы выше расчет наценки без НДС будет следующим: Себестоимость без НДС * (Наценка +1)= Цена без НДС , или, (Цена без НДС/Себестоимость без НДС) −1 = Наценка *100 %
Основные элементы наценки:
- Классификация торговых надбавок
- Порядок формирования надбавки
Наценка формируется субъектом хозяйствования самостоятельно, с учётом влияния и назначением конъюнктуры рынка, качеством и потребительскими свойствами товаров и культуры торгового обслуживания, а так же от места продажи товара. Субъекты РФ не вправе регулировать торговые надбавки или их предельные уровни, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Действующее законодательство регулирует цены, в частности, на следующие товары:
- Методы расчета наценки
Компания, решая проблему ценообразования, выбирает себе метод расчета цен, надеясь, что данный метод позволит корректно вычислить конкретную цену товара или услуги. Простейший способ образования цен выражается в начислении определённой наценки на себестоимость товара или услуги. Из себестоимости или из продажной цены вытекают два основных метода расчета наценок:
Экономические функции наценки
См. также
Литература
Учёт: ситуации и примеры: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. A.M. Петрачкова.- 2-е изд. Авторы: Р. Энтони, Дж. Рис.
Примечания
Ссылки
Национальная экономическая энциклопедия
Образовательный портал «Экономика. Управление. Право»
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»
Центр управления финансами