Маржа и наценка - понятия, с которыми имеет дело каждый ритейлер при определении цены. Узнайте разницу между маржей и наценкой, их показатели и примеры рассчета. Планируйте наценку и маржу с учетом желаемых результатов.
Cодержание
Маржа и наценка - понятия, с которыми имеет дело каждый ритейлер при определении цены. Их абсолютные значения чаще всего одинаковые, однако процентные - всегда разные. Именно поэтому возникает путаница в их понимании и при принятии решений.
В чем разница между маржой и наценкой?
Прибыль в розничной сети формируется по простой схеме: купить дешевле – продать подороже. Прирост в цене и есть наценкой либо маржой в абсолютном выражении. Но следует понимать, что наценка используется в контексте закупочной цены (себестоимости), а маржа – отпускной (продажной) цены.
Систематизируем основные параметры каждого показателя и сравним их между собой:
Показатель | Описание |
---|---|
Наценка | Добавка к закупочной цене товара |
Маржа | Разница между отпускной ценой и закупочной ценой товара |
Следовательно, наценка отображает процесс генерирования прибыли, а маржа – рентабельность товаров.
Стоит отметить, что наценка (в процентном выражении) всегда больше маржи и растет более быстрыми темпами. При этом тенденции изменения этих показателей одинаковы: при росте наценки маржа будет также расти, и наоборот.
Примеры: как рассчитывается наценка и маржа?
Допустим, компания торгует фруктовыми соками. Один литр сока в закупке обходится 20 ден.ед., в магазине его продают по цене 50 ден.ед.
Разница между ценой продажи и ценой приобретения 30 ден. ед. - это абсолютное значение наценки и маржи. Но в ритейле используют преимущественно процентные значения этих показателей.
Рассчитаем наценку и маржу в процентах:
- Наценка = (Цена продажи - Цена приобретения) / Цена приобретения * 100% = (50 - 20) / 20 * 100% = 150%
- Маржа = (Цена продажи - Цена приобретения) / Цена продажи * 100% = (50 - 20) / 50 * 100% = 60%
И так, цена сока увеличилась на 150%, то есть на каждых 100 ден.ед. закупочной цены добавлено 150 ден.ед., что в будущем будет воплощено в прибыль сети.
Кроме того, в цене реализации заложено 40% себестоимости и 60% маржи. То есть, каждые 100 ден.ед. сока принесут 60 ден. ед. прибыли.
Следовательно, наценка рассчитывается для определения цены, а маржа - для оценки прибыльности сети, как результат проделанной работы.
См. также
Как планировать наценку и маржу?
Понимая тесную взаимосвязь между наценкой и маржой, можно планировать и корректировать их с учетом желаемых результатов:
Наценка, % = Маржа / (100% - Маржа)
Маржа - показатель рентабельности товаров, и каждый владелец хочет достичь ее оптимального значения. Поэтому, зная желаемую величину маржи можно рассчитать размер наценки, которую следует добавить к закупочной цене.
Для примера предположим, что владелец сети хочет увеличить маржу в следующем периоде на сок с 60% до 62% при условии, что себестоимость (цена закупки) останется неизменной. Необходимый размер наценки можно рассчитать следующим образом:
Наценка, % = 0.62 / (1 - 0.62) = 1.63
То есть, необходимо добавить наценку в размере 1.63 к закупочной цене, чтобы достичь желаемой маржи.