Порог рентабельности представляет собой величину выручки компании или объем реализованной продукции, которые обеспечивают полное покрытие всех переменных и условно-постоянных затрат компании при нулевой прибыли. Узнайте, как рассчитать порог рентабельности и как он влияет на финансовую устойчивость и эффективность предприятия.
Cодержание
Порог рентабельности представляет собой величину выручки компании или объем реализованной продукции, которые обеспечивают полное покрытие всех переменных и условно-постоянных затрат компании при нулевой прибыли.
Формула порога рентабельности в денежном выражении:
ПРд = В х Зпост / (В - Зпер)
Формула порога рентабельности в натуральном выражении:
ПРн = Зпост / (Ц - ЗСпер)
Где:
- ПРд — порог рентабельности в денежном выражении
- ПРн — порог рентабельности в натуральном выражении
- Зпер — переменные затраты
- Зпост — постоянные затраты
- Ц — цена, выручка на единицу продукции
- ЗСпер — средние переменные затраты на единицу продукции
- В — выручка
Формула для расчета порога рентабельности может быть применена даже в случае, когда предприятие имеет дело с несколькими наименованиями продукции. В этом случае формула принимает следующий вид:
Сумма порога рентабельности = ∑ (С × Q) / ∑ (P × Q)
Где:
- С — постоянные расходы
- Q — количество изделий или продукции
- P — цена изделия или продукции
Расчет порога рентабельности позволяет не только определить его для всего предприятия, но и для отдельного вида продукции или услуги. Это помогает в формировании ассортиментной политики компании и определении финансовой устойчивости.
См. также
Точка безубыточности
Термин "порог рентабельности" часто используется вместо термина "точка безубыточности". Предприятие становится прибыльным, когда фактическая выручка превышает пороговую. Чем больше это превышение, тем больше запас финансовой прочности компании и, соответственно, сумма прибыли.
Определение порога рентабельности имеет большой интерес для кредиторов, поскольку они интересуются финансовой устойчивостью компании и ее способностью выплачивать долг и проценты за кредит. Устойчивость предприятия во многом характеризуется величиной превышения объемов продаж над порогом рентабельности, что является запасом финансовой прочности.
Рентабельность и эффективность
Существует взаимосвязь между затратами, объемом производства и прибылью. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции снижается, что увеличивает порог рентабельности. Рентабельность позволяет сопоставлять показатели предприятий разных по объемам и структуре, показывая их эффективность.
Расчет порога рентабельности
Для рассчета порога рентабельности необходимо использовать соответствующие формулы. Рассчитывать можно как в денежном, так и в натуральном выражении.
Расчет порога рентабельности в денежном выражении:
ПРд = В * Зпост / (В - Зпер)
Расчет порога рентабельности в натуральном выражении:
ПРн = Зпост / (Ц - ЗСпер)
Рассмотрим пример расчета порога рентабельности:
Предприятие "Икс" реализует 112 единиц готовой продукции по цене 500 рублей за штуку. Переменные затраты на производство одной единицы составляют 360 рублей, а постоянные затраты на одну единицу равны 80 рублям, а постоянные косвенные затраты равны 36 рублям.
Рассчитаем порог рентабельности:
- Зпер = 360 * 112 = 40320 рублей
- Зпост = (80 + 36) * 112 = 12992 рубля
- В = 112 * 500 = 56000 рублей
ПРд = 56000 * 12992 / (56000 - 40320) = 46400 рублей
ПРн = 12992 / (500 - 360) = 93 штуки
Таким образом, предприятие "Икс" начнет получать прибыль, когда объем продаж превысит 93 штуки или сумма выручки превысит 46400 рублей.
См. также
Рентабельность продаж и активов
Одним из показателей эффективности является рентабельность продаж (ROS), которая показывает долю прибыли в каждой заработанной денежной единице.
Другим показателем является рентабельность активов (ROA), которая показывает способность активов компании порождать прибыль.
Расчет и анализ порога рентабельности помогает предприятию планировать будущие вложения, минимизировать затраты, увеличивать объем производства и обеспечивать финансовую устойчивость.
Расчет порога рентабельности является важной задачей для всех компаний, так как он позволяет определить точку безубыточности и планировать будущую прибыль.
Что нам скажет Википедия?
В общем смысле рентабельность показывает относительный уровень прибыльности, что позволяет сопоставлять показатели предприятий разных по объёмам и структуре.
Показатели рентабельности можно условно разделить на две группы: рентабельность продаж и рентабельность активов, которые комплексно отражают степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и других ресурсов.
Рентабельность продаж (англ. Return on Sales, ROS) — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждой заработанной денежной единице. Обычно рассчитывается как отношение операционной прибыли (прибыли до налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период.
Рентабельность активов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на среднюю величину активов организации за этот же период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.
Рента́бельность акти́вов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на среднюю величину активов организации за этот же период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.