Узнайте, что такое диверсификация и как она помогает компаниям снизить риски, получить стабильность и устойчивость. Разберем различные типы диверсификации и их значение в инвестициях и производстве.
Диверсификация (новолат. diversificatio «изменение, разнообразие» от лат. diversus «разный» + facere «делать») — проникновение специализированных фирм в другие отрасли производства, изменение и расширение ассортимента выпускаемой продукции и видов услуг, переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производства с целью повышения эффективности, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.
Значения
Как мера разнообразия
Диверсификация является мерой разнообразия. Чем больше разнообразие, тем больше диверсификация. Это важная инвестиционная концепция, которая позволяет снизить риск инвестиционного портфеля, при этом часто не снижая доходность.
Наибольший эффект от диверсификации достигается добавлением в инвестиционный портфель активов различных классов, отраслей и регионов. При этом падение стоимости одного актива может компенсироваться ростом другого, что позволяет получить экономическую выгоду от инвестиции.
Однако существует также стратегия «наивной диверсификации», при которой инвестор просто инвестирует в ряд различных активов, надеясь на повышение вероятности получения доходов от портфеля. Использование этой стратегии не всегда снижает риски и даже может повысить их.
Как распределение денежных капиталов
Диверсификация также может относиться к распределению денежных капиталов по разным финансовым инструментам. Это позволяет снизить риски, связанные с конкретными активами.
Типы диверсификации
Диверсификация производства
Диверсификация производства представляет собой одновременное развитие несвязанных видов производства в рамках одного предприятия. Она включает расширение ассортимента производимых изделий и освоение новых видов производства. Целью диверсификации производства является повышение эффективности производства, получение экономической выгоды и предотвращение банкротства.
Диверсификация рисков
Диверсификация рисков предполагает распределение инвестиций по разным финансовым инструментам. Она может быть связанной или несвязанной. Связанная диверсификация представляет собой развитие новых областей деятельности компании, связанных с уже существующими областями бизнеса. Несвязанная диверсификация, также известная как латеральная, представляет собой развитие новых областей, не имеющих очевидных связей с существующими сферами бизнеса.
Зачем нужна диверсификация
Главная цель диверсификации – минимизация рисков. Чем более разные инструменты и подходы использует компания, тем более предсказуемыми будут ее результаты. Такая компания меньше страдает от неожиданных убытков из-за скачка цен, снижения спроса на продукцию, инфляции, изменений в экономике и политике и других негативных факторов.
Вторая цель – развитие бизнеса и конкурентных преимуществ, адаптация под новые реалии. Для примера можно привести ситуацию с пандемией: многим компаниям было бы сложно остаться на плаву, не меняя схему бизнеса, не вкладываясь в развитие онлайн-продаж, доставку, выпуск нового ассортимента.
Снижение рисков и развитие производства приводят к третьей цели диверсификации, она же основная цель бизнеса – получение прибыли. Применение разных видов диверсификации делает этот процесс стабильным, предсказуемым и устойчивым к кризисам.
См. также
Типы диверсификации
Диверсификация производства
Диверсификация производства включает расширение ассортимента продукции, запуск новых линий производства, открытие предприятий, модернизацию производства и внедрение современных технологий.
Диверсификация цен
Диверсификация цен предполагает выпуск продукции разной ценовой категории в зависимости от дохода покупателей, сорта товара и объемов производства. Это позволяет компаниям привлечь разные сегменты рынка и получать стабильный доход.
Например, фабрика пряников может производить как дешевые пряники, которые продаются на вес, так и дорогие дизайнерские пряники в красивой упаковке, а также бублики по умеренным ценам. В зависимости от сезона и потребностей покупателей, объемы производства каждой категории могут корректироваться, что обеспечивает стабильный доход для фабрики.
Диверсификация бизнеса
Диверсификация бизнеса предполагает распределение рисков между разными проектами и запуск новых бизнесов, не связанных между собой. Это позволяет компаниям снизить зависимость от отдельных проектов и рынков, а также создать конкурентные преимущества.
Диверсификация поставщиков
Диверсификация поставщиков предполагает распределение закупок между несколькими фирмами-поставщиками. Это позволяет снизить риск недоставки товара, брака продукции и других проблем, а также обеспечить гибкость и надежность в снабжении.
Заключение
Диверсификация является важной стратегией, которая позволяет компаниям снизить риски и достичь стабильности и устойчивости. Она может применяться как в инвестициях, так и в производстве и бизнесе в целом. Выбор конкретных типов диверсификации зависит от целей и особенностей каждой компании.
Что нам скажет Википедия?
Диверсифика́ция (новолат. diversificatio «изменение, разнообразие» от лат. diversus «разный» + facere «делать») — проникновение специализированных (промышленных, транспортных, строительных) фирм в другие отрасли производства, изменение и расширение ассортимента выпускаемой продукции и видов предоставляемых услуг, переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства.
Диверсификация — мера разнообразия в совокупности. Чем больше разнообразие, тем больше диверсификация. Диверсификация — важная инвестиционная концепция. Она снижает риск инвестиционного портфеля, при этом чаще всего не снижая доходность.
Наибольший эффект от диверсификации достигается добавлением в инвестиционный портфель активов различных классов, отраслей, регионов таким образом, чтобы падение стоимости одного актива компенсировалось ростом другого. Это наилучший способ получения экономической выгоды от инвестиции.
Наряду с этим известна и «наивная диверсификация» (англ. naive diversification) — стратегия, применяя которую, инвестор просто инвестирует в ряд различных активов и надеется, что вероятность получения доходов от этого портфеля тем самым повышается. Использование этой стратегии не обязательно приводит к снижению связанных с портфелем рисков и даже может повысить эти риски.
Диверсификация производства - это одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и тому подобного. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.
Диверсификация рисков - это распределение инвестиций по разным финансовым инструментам. Диверсификация делится на два типа — связанная и несвязанная. Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности компании, связанную с уже существующими областями бизнеса. Несвязанная (латеральная) диверсификация — новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса.
Диверсификация поставщиков - это распределение закупок среди нескольких фирм-поставщиков с целью снизить риск недоставки товара, брака продукции и т. д., а также построение разветвленной сети поставщиков способных компенсировать друг друга в случае временного или полного прекращения сотрудничества.
Горизонтальная диверсификация подразумевает разработку или приобретение отличающихся от имеющихся в ассортименте продуктов, которые потенциально интересны аудитории. Вертикальная диверсификация стремится к кооперации всех процессов производства в рамках одной организации. Концентрическая / связанная диверсификация включает в себя разработку или приобретение продуктов, связанных с имеющимися у организации товарами или технологиями. Конгломеративная / несвязанная диверсификация представляет развитие бизнеса в новой отрасли, не связанной с имеющимися у организации технологиями или товарами.