Узнайте больше об исторических фактах, биографии и влиянии Сунь Цзы на китайскую культуру. Узнайте о его известном труде "Искусство войны" и его значимости во всем мире. Читайте статью на ПингвинКапитал.
Исторические факты
Сунь-цзы (кит. трад. 孫子, упр. 孙子, пиньинь sūnzǐ, Чжэнчжан: [*suːns ʔslɯʔ]; при рождении Сунь У (кит. трад. 孫武, упр. 孙武, пиньинь Sūnwǔ), второе имя Чжанцин (кит. трад. 長卿, упр. 长卿, пиньинь Chángqīng)) — китайский стратег и мыслитель, живший в VI веке до н. э. Автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны».
Традиционно даты жизни Сунь Цзы датировали 544—496 годами до н. э. Однако найденный в 1972 году в захоронении начала эпохи Хань новый расширенный вариант труда Сунь-цзы даёт основания датировать его создание второй половиной V века до н. э. (453—403 до н. э.). А результаты ряда позднейших исследований, проведённых как китайскими, так и западными учёными указывают на то, что Сунь-цзы может быть идентичен реальному историческому лицу, полководцу Сунь Биню, жившему в Царстве Ци в IV веке до н. э. (приблизительно 380—325 годы до н. э.) в период Сражающихся царств[1]. Ещё одним историческим прототипом Сунь-цзы называют У Цзысюя.
Биографические данные о Сунь-цзы записаны Сыма Цянем в его «Исторических записках». Имя Сунь Цзы было «У». Он родился в царстве Ци. Сунь Цзы служил наёмным полководцем князю Хэлюю в царстве У.
Согласно Сыма Цяню, князь Хэлюй пригласил Сунь-цзы поговорить о военном деле. Для того, чтобы показать своё искусство, полководец попросил князя передать ему свои гаремы. Сунь-цзы разделил наложниц на два отряда, поставив во главе каждого по главной наложнице, выдав им по алебарде, и стал объяснять военные команды. Отряды заняли боевое построение. Когда Сунь-цзы стал командовать «направо», «налево», «вперёд» — никто не исполнял команд, а все только смеялись. Так повторилось несколько раз. Тогда Сунь-цзы сказал: если команды не исполняются, это вина командиров. И приказал казнить двух главных наложниц. Князь, поняв, что это не шутка, стал просить отменить казнь, однако Сунь-цзы заявил, что на войне полководец важнее правителя и никто не смеет отменять его распоряжения. Наложницы были казнены. После этого все женщины стиснули зубы и стали исправно выполнять команды. Однако, когда князя позвали провести смотр войск, князь не явился. Сунь-цзы упрекнул князя, что тот может только болтать о военном деле. Тем не менее, когда возникла военная опасность, князь вынужден был позвать Сунь-цзы и доверить ему войско, и Сунь-цзы одержал крупные победы.
На должности командующего войсками Сунь-цзы разгромил сильное царство Чу, захватил его столицу — город Ин, нанёс поражение царствам Ци, и Цзинь. БлНе следует путать с Сунь-цзы (кит. трад. 孫子, упр. 孙子), автором «Искусства войны».
Трактат "Искусство войны"
Сюнь-цзы, также известный под именами Сюнь Куан (荀况) и Сюнь Цин (荀卿), был китайским мыслителем конфуцианской традиции. Он считается неортодоксальным основоположником ханьского конфуцианства и первым, кто осуществил универсальную интерпретацию конфуцианского канона.
Трактат "Искусство войны" является его наиболее известным трудом. Этот великий и древний военный трактат был написан Сунь-цзы на основе его опыта в боевых сражениях. В нем он подробно излагает свои идеи и стратегии военного искусства.
Сунь-цзы считал, что основа победы в войне заключается в мощи государства. Он призывал к тому, чтобы перед тем, как сражаться, сделать свое государство сильным и процветающим. Он утверждал, что наивысшей победой в войне является принуждение противника к капитуляции без применения военной силы.
Трактат "Искусство войны" состоит из 13 разделов, в которых рассматриваются такие темы, как стратагемы, тактика ведения боя, нападение и защита, использование военной мощи и дипломатии. Сунь-цзы подчеркивал важность глубокого знания своего врага и самого себя для достижения идеальной победы без необходимости применения военной силы.
Трактат "Искусство войны" оказал значительное влияние на военную стратегию и мышление не только в Китае, но и во всем мире. Его идеи до сих пор являются актуальными и применяются в современном военном и стратегическом планировании.
Влияние Сунь Цзы на китайскую культуру
Сунь-цзы считается одним из величайших философов древнего Китая. Его значимость для китайской культуры сравнима со значением Аристотеля для Запада. Он внёс наибольший вклад среди философов в процесс синтеза древнекитайской мысли на закате Чжоу.
Сунь-цзы был более последовательным в своём религиозном скептицизме, чем сам Конфуций. Он стал неортодоксальным основоположником ханьского конфуцианства, представляющего Конфуция как способного на жестокость ради справедливости. Благодаря этому, конфуцианская философия была принята в Поднебесной после царства Цинь, которое обладало жестким легизмом.
Сунь-цзы считал политический фактор самым важным в войне и уделял внимание связям войны с политикой и экономикой. Он утверждал, что победоносная война зависит от пяти главных факторов: политического, астрологического, геополитического, кадрового и законодательного. Однако политический фактор признавал наиболее важным.
Трактат "Искусство войны" Сунь-цзы богат диалектическими построениями. В нем затрагиваются вопросы об обострении противоречий и превращении явления в новое качество через агент и контрагент, субъект и объект, большинство и меньшинство, сильного и слабого, нападение и защиту.
Сунь-цзы оказал огромное влияние на китайскую культуру и мышление. Его идеи проникли в различные сферы общества и до сих пор являются неотъемлемой частью китайской философии, политики и военной стратегии.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Сунь-цзы, также известный как Сунь У, был китайским стратегом и мыслителем, жившим в VI веке до н.э. Он стал автором знаменитого трактата о военной стратегии под названием "Искусство войны". Биографические данные о Сунь-цзы были записаны Сыма Цянем в его "Исторических записках". Родившись в царстве Ци, Сунь-цзы служил наёмным полководцем князю Хэлюю в царстве У.
Известно, что Сунь-цзы был известен своими военными победами и важными достижениями. Во время своего командования войсками, он разгромил сильное царство Чу, захватил его столицу, город Ин, и нанес поражение царствам Ци и Цзинь. Благодаря его победам, царство У усилило своё могущество и вошло в число царств цивилизованного Китая, возглавляемого царями династии Чжоу.
Сунь-цзы также известен своим трактатом "Искусство войны", который он написал по просьбе князя Хэлюя. В этом трактате он подробно изложил свои идеи и стратегии военного искусства. Он считал войну вынужденным злом и призывал избегать её насколько это возможно. Он уделял внимание таким аспектам, как дипломатия, мобилизация, шпионаж и поддержание дисциплины в войсках. Сунь-цзы также подчеркивал важность глубокого знания как своего врага, так и самого себя, чтобы достичь идеальной победы без вступления в военные действия.
Сунь-цзы оказал значительное влияние на военную стратегию и мышление не только в Китае, но и во всем мире. Его идеи до сих пор являются актуальными и применяются в современном военном и стратегическом планировании.