Мотивация труда в системе менеджмента представляет собой совокупность движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий. Это система факторов, которые вызывают активность человека и определяют направленность его поведения.
Cодержание
Мотивация труда в системе менеджмента представляет собой совокупность движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий. Это система факторов, которые вызывают активность человека и определяют направленность его поведения.
Цели организации и мотивация сотрудников
Цели организации и цели ее работников часто отличаются. Поэтому возникает проблема: как "заставить" сотрудников эффективно трудиться в организации? Для достижения этого требуется совместить цели организации и цели сотрудников. Именно этой цели служат теории мотивации труда.
Известный теоретик менеджмента П. Друкер утверждает: "Насколько авторитарной ни являлась бы организация, она должна удовлетворять амбиции и потребности своих членов и делать это по отношению к ним, как к индивидам".
Главные рычаги мотивации
Главными рычагами мотивации являются интересы, мотивы и стимулы.
- Интерес - это форма проявления познавательных потребностей личности, направленных на тот или иной предмет, который вызывает положительные эмоции.
- Мотив - это внутренняя побудительная сила, связанная с удовлетворением потребностей индивида.
- Стимул - это более узкое понятие, которое подразумевает материальную заинтересованность индивида в результатах своего труда.
Стимулирование труда, как часть мотивационного процесса в организации, осуществляется через систему оплаты труда, а также с помощью различных бонусов и премий.
См. также
Теории мотивации
Теории мотивации можно разделить на две группы: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации
Содержательные теории мотивации связаны с идентификацией внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют человека действовать в определенной ситуации. Они определяют структуру потребностей человека, выявляя те, которые имеют приоритетное значение.
Процессуальные теории мотивации
Процессуальные теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на поведение человека и его трудовую активность. Они фокусируются на анализе потребностей человека и их влиянии на мотивацию трудовой деятельности.
Виды мотивации
В современном менеджменте выделяют два вида мотивации: внешняя и внутренняя.
Внешняя мотивация
Внешняя мотивация предполагает стимулирование сотрудников фирмы. Факторами внешней мотивации обычно выступают зарплата, различные поощрительные бонусы, льготы и т.д.
Внутренняя мотивация
Внутренняя мотивация связана со стремлениями и целями, которые исходят от самого человека. Сотрудник с высокой внутренней мотивацией будет относиться к своей работе с удовольствием и энтузиазмом.
Выбор мотивации сотрудника
Для эффективного воздействия на сотрудника необходимо понять, что его двигает и какие мотивационные предпочтения у него есть. В зависимости от этого, можно выбрать подходящую мотивацию.
Например, сотруднику с высокой внешней мотивацией, основополагающим фактором будет материальное стимулирование. В то время как для сотрудника с высокоразвитой внутренней мотивацией, повышение заработной платы может не быть стимулирующим фактором. Он будет работать эффективнее, если ему предложат сложные задачи и возможность реализовать свои потребности в развитии и самореализации.
См. также
Факторы, влияющие на мотивацию человека
Отношение человека к рабочему процессу зависит от условий его труда, взаимоотношений с коллегами и руководством, а также от экономической и политической обстановки в стране. Каждый человек индивидуален, у него есть свои предпочтения, интересы, стремления и потребности.
Теория ожиданий
Одной из важных теорий мотивации является теория ожиданий, предложенная Виктором Врумом в 1964 году. Она основывается на представлении человека о том, что его усилия приведут к ожидаемому и желаемому результату.
Основные элементы теории ожиданий:
- Ожидание - представление человека о том, что его усилия приведут к ожидаемым результатам.
- Содействие - надежда на получение вознаграждения в зависимости от результатов.
- Валентность - предполагаемая степень удовлетворения или неудовлетворения, которая возникает вследствие получения определенного вознаграждения.
Мотивация является функцией всех трех компонентов теории. Высокая мотивация достигается, когда все компоненты высоки. Если один из них равен нулю, общий уровень мотивации также будет равен нулю.
Однако мотивация не является единственным фактором, определяющим результат работы. Навыки и способности также играют важную роль. Некоторые люди более приспособлены к работе благодаря своим индивидуальным чертам, умениям и талантам.
Что нам скажет Википедия?
Теория ожиданий (англ. Expectancy theory) основывается на том, что наличие интенсивной потребности никак не считается единственным важным условием мотивации человека на достижение определенной цели. Впервые была изложена канадским психологом Виктором Врумом в 1964-м году в работе «Труд и мотивация».
Основные элементы теории ожидания:
- Ожидание: Согласно теории, ожидание является представлением человека о том, что затраченные им усилия приведут к ожидаемому и желаемому результату.
- Содействие: Врум писал о том, что под содействием понимается надежда человека на вознаграждение в зависимости от результатов.
- Валентность: Валентность представляет собой предполагаемую степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, которая возникает вследствие получения определенного вознаграждения.
Мотивация, согласно теории, является составляющей функцией всех трех компонентов. Из этого следует, что она будет высокой тогда, когда все составляющие высоки. В случае, если один из этих трех компонентов равен нулю, общий уровень мотивации будет также равен нулю. Если рабочий верит, что его усилия приведут к результату, который будет вознагражден, мотивация будет отсутствовать, если валентность ожидаемого вознаграждения равна нулю.
В то же самое время, мотивация не равноценна результатам работы. Данная теория признает, что мотивация является одним из нескольких важных параметров, определяющих результат. В частности, теория предполагает, что навыки и способности вносят большой вклад в итог трудовой деятельности: некоторые люди более приспособлены к работе, чем другие, благодаря присущим им индивидуальным чертам, умениям и талантам.