Бизнес-план - это подробный, четко структурируемый и тщательно подготовленный документ, который содержит расчеты, описания к чему стремится предприниматель, как он предполагает добиться поставленных целей. Бизнес-план позволяет при надлежащем использовании контролировать и управлять предприятием (собственным делом).
Cодержание
Бизнес-план - это подробный, четко структурируемый и тщательно подготовленный документ, который содержит расчеты, описания к чему стремится предприниматель, как он предполагает добиться поставленных целей. Бизнес-план позволяет при надлежащем использовании контролировать и управлять предприятием (собственным делом). Непосредственно разработка бизнес-плана заставляет разработчика объективно и критически взглянуть на проект, в первом приближении оценить его. Бизнес-план является основой для ответа на следующие вопросы: целесообразно ли вкладывать деньги в данный проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств.
Структура бизнес-плана
Одно из основных правил при составлении - бизнес-план должен быть хорошо оформлен. Во-вторых, бизнес-план должен быть кратким. В бизнес-плане не желательны второстепенные по значению схемы, таблицы и графики; оставлять рекомендуется только самые необходимые.
Рекомендуемая структура бизнес плана может быть следующей:
Резюме
Бизнес-план начинается с краткого изложения сути проекта, то есть с резюме или выводов. Они обычно пишутся в самую последнюю очередь, но именно они являются первым пунктом бизнес-плана. Выводы рекомендуется делать краткими. Резюме - это самостоятельный рекламный документ, т.к. в нем содержатся основные положения всего бизнес-плана.
Прежде всего резюме содержит следующую информацию: необходимый размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства будут привлечены для организации предпринимательской деятельности.
Описание фирмы
В данном разделе отражаются основные виды деятельности и характер фирмы (проекта), производственная и другая деятельность. Указываются следующие данные о фирме:
- История фирмы
- Сведения о предприятии и предпринимателе
- Социальная направленность и масштабность проекта
Цели и задачи
План должен раскрывать заявленные цели и задачи предприятия. В этом разделе рассматриваются следующие факторы:
- Анализ сильных и слабых сторон идеи
- Определение рисков и перспектив развития бизнеса
- Описание стратегии достижения поставленных целей
Маркетинговое исследование
В данном разделе проводится анализ рынка, конкурентов, потребителей, а также определяются маркетинговые стратегии и тактики, продуктовая политика и ценообразование.
Организационно-правовые аспекты
В этом разделе описывается организационная структура предприятия, правовые аспекты его функционирования, а также данные о необходимых лицензиях и разрешениях.
Финансовый план
Финансовый план является одним из ключевых разделов бизнес-плана. В нем приводится прогноз доходов и расходов, бюджетирование, оценка инвестиций и рентабельности проекта.
Риски и возможности
В данном разделе необходимо описать потенциальные риски, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта, а также предложить стратегии по их минимизации и возможности для развития и улучшения бизнеса.
В итоге, правильная структура бизнес-плана позволяет предпринимателю четко описать свои намерения, сформулировать цели и задачи, провести анализ рынка и конкурентов, разработать маркетинговые стратегии, организовать финансовые планы и рассмотреть возможные риски. Это позволяет предпринимателю более осознанно и эффективно вести свой бизнес.
Что нам скажет Википедия?
Бизнес-план (англ. business plan) — план осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащий сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Бизнес-планирование — это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.
Согласно определению «Современного экономического словаря» и «Большого экономического словаря» бизнес-план — это план, программа осуществления бизнес-операций, действий предприятия, содержащая сведения о предприятии, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Бизнес-план составляется в целях описания этапов и путей проведения предпринимательской операции, её выгодности и используется для убеждения партнёров (кредиторов) в целесообразности предстоящей сделки, операции.
То есть бизнес-план — это результат сводного систематического планирования деятельности предприятия; это документ стратегического плана создания/развития бизнеса предприятия, отражающий текущее состояние, цели и стратегию достижения ожидаемых потребностей и развития предприятия. Бизнес-план может быть и результатом единовременного планирования проекта для решения конкретной стратегической задачи; это основной документ инвестиционного проекта, в котором излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическая эффективность проекта.
Бизнес-планирование — это разработка бизнес-плана, то есть процедура по сбору, обработки информации, принятия системы взаимосвязанных управленческих решений с целью получения ожидаемого результата.