Стратегия голубого океана — это путь развития бизнеса, в котором компания находит или создает новую нишу, занимает ее и тем самым сводит конкуренцию к минимуму. Узнайте о принципах и примерах стратегии голубого океана в этой статье.
Cодержание
Стратегия голубого океана — это путь развития бизнеса, в котором компания находит или создает новую нишу, занимает ее и тем самым сводит конкуренцию к минимуму. Авторы концепции Чан Ким и Рене Моборн изложили ее принципы в книге «Стратегия голубого океана».
Различия между стратегиями голубого и алого океана
Голубой океан противопоставляют алому. Бизнес, который следует стратегии алого океана, находится в среде с высокой конкуренцией. Здесь разные компании создают одинаковые продукты. Они ведут жесткую борьбу за покупателей и вынуждены постоянно снижать цены, чтобы отвоевать клиентов.
Но есть другой путь — создать новую нишу, в которой конкурентов нет. Так, компания Kizik разработала обувь для людей, которые не любят завязывать шнурки. Благодаря специальной конструкции кроссовок их владельцам даже не нужно наклоняться. Это пример стратегии голубого океана.
Компании, которые плавают в голубом океане, предлагают покупателям продукт с высокой или непривычной ценностью и по подходящей для массового потребителя цене. Авторы книги называют такой подход «ценностной инновацией». Его суть в том, чтобы создать инновацию, которая будет полезной для клиента, но при этом не чрезмерно дорогой.
Таким подходом воспользовалась и компания Airbnb. Она дает клиентам возможность путешествовать, останавливаясь в реальных домах и полностью погружаясь в жизнь других, по цене, сопоставимой со стоимостью номеров в отелях.
Принципы стратегии голубого океана
В основе стратегии голубого океана лежит четыре основных принципа:
- Расширение границ рынка. Нужно найти новые возможности за пределами привычного взгляда на индустрию. Для этого компании анализируют рынок и находят точки возможного роста, в том числе с помощью SWOT-анализа.
- Фокус на инновациях. Часто руководство компаний занято мелкими изменениями существующего продукта, которые не приводят к серьезному повышению ценности для покупателя. Для внедрения стратегии голубого океана нужно создать кардинально другое, инновационное решение.
- Создание спроса. Компании алого океана обычно сосредоточены на удержании существующих клиентов и попытках откусить часть рынка у конкурентов. Стратегия голубого океана предполагает активное привлечение потенциальных клиентов, включая тех, которые по каким-то причинам пока не покупают продукт или даже о нем не знают.
- Пошаговое построение стратегии. Авторы книги предлагают выстраивать стратегию развития бизнеса в четыре последовательных шага.
Как внедрить стратегию голубого океана
Стратегия голубого океана — это одновременное стремление к дифференциации и низкой стоимости, чтобы открыть новое рыночное пространство и создать новый спрос. Она расширяет возможности бизнеса, предоставляя набор аналитических инструментов и структур, которые может применить любая компания, чтобы трансформировать границы отрасли в своих интересах и обойти конкурентов.
Иными словами, стратегия Blue Ocean относится к рынку продукта, на котором нет конкуренции или где конкуренция очень низкая. Эта стратегия, разработанная Чаном Ким и Рене Моборн, фокусируется на бизнесе, который ведет очень мало компаний и где отсутствует ценовое давление.
Стратегия голубого океана может применяться во всех секторах и на любых предприятиях.
Стратегия голубого океана и стратегия красного океана
Большинство компаний сегодня работают в условиях жесткой конкуренции и стараются сделать все, чтобы завоевать долю рынка. Когда продукт подвергается ценовому давлению, существует вероятность, что деятельность организации может оказаться под угрозой. Такая ситуация обычно возникает, когда бизнес работает на насыщенном рынке, известном как «Красный океан».
Когда возможности для роста ограничены, компании пытаются искать вертикали или возможности для поиска нового бизнеса, где они могут получить неоспоримую долю рынка — это «Голубой океан». Голубой океан существует, когда есть потенциал для более высокой прибыли, поскольку сейчас существует конкуренция.
Стратегия направлена на новый спрос и то, чтобы сделать конкуренцию неактуальной, представив продукт с превосходными характеристиками. Это помогает компании получать огромную прибыль, так как продукт может стоить дороже из-за его уникальных качеств.
Пример
Apple занялась цифровой музыкой в 2003 году, выпустив свой продукт iTunes.
Пользователи Apple могут легально загружать музыку высокого качества по разумной цене из iTunes, что делает традиционные источники распространения музыки неактуальными. Раньше компакт-диски использовались в качестве традиционного средства распространения и прослушивания музыки. Альтернативой был поиск и нелегальное скачивание музыки из разных источников в интернете.
Apple удалось удовлетворить растущий спрос на музыку у пользователей мобильных устройств.
Blue Ocean Shift или «переключение голубого океана»
Blue Ocean Shift — это дорожная карта, которая поможет вам, команде и бизнесу достичь новых высот уверенности, создания и роста рынка.
Неважно, что у вас: стартап с ограниченными финансами или крупнСегодня компании усиленно изучают конкурентов и пытаются переманить клиентов любыми способами. Так, в большинстве своём, устроен рынок. Но давайте представим, что в вашей нише вообще нет конкуренции. Вы полностью удовлетворяете потребности своей целевой группы и даже обращаетесь к людям, которые ещё не стали вашими клиентами. Думаете, что это невозможно? Авторы стратегии голубого океана точно поспорили бы с вами.
Чан Ким и Рене Моборн описали суть стратегии голубого океана в своей одноимённой книге. Кратко это звучит так: нужно не конкурировать с другими игроками на рынках, а создать или найти новый, где ещё нет правил и конкурентов.
Рассмотрим пример. Вы когда-нибудь слышали о котокафе? Это когда ты приходишь в кафе не только, чтобы выпить капучино, но и погладить мурчащих котиков. Явление возникло в Азии: первое котокафе под названием Cat Flower Garden открылось в 1998 году в Тайбэе на Тайване. Затем кошачьи кафе стали появляться в Японии. Но до 2015 года в России ничего подобного не было. Пока предприимчивый программист из Москвы Владимир Кузин не решил открыть своё дело — кафе «Котики и люди». Формат котокафе он выбрал, руководствуясь стратегией голубого океана: в Москве не было ни одного такого проекта. Кузин стал пионером в этом бизнесе.
Алый океан VS Голубой океан
Согласно стратегии, весь рынок — это два океана.
Алый океан — это всё, что существует сейчас, все отрасли бизнеса. Единственная цель компаний — перетянуть к себе как можно больше потребителей. Чем теснее становится в пространстве алого океана, тем меньше возможностей для развития и повышения прибыли. Алый океан символизирует высокую конкуренцию на рынке, где игроки «режут друг другу глотки, заливая океан кровью».
Голубой океан — это чистое, нетронутое пространство рынка, полное возможностей. Здесь спрос нужно создавать, а не бороться за него. В этом случае компания может быстро расти и получать высокую прибыль.
Приведём самый популярный пример, с которого начинается книга. В привычном понимании цирк — это клоуны, акробаты и, конечно же, животные. Зоозащитники давно бьют тревогу: использование животных в цирках — негуманно. Всемирно известный канадский цирк Cirque du soleil решил отказаться от животных в своих программах и сделал акцент на театральных постановках и балете. Так получилось сместить акцент с детской на взрослую аудиторию, сократить расходы и избежать праведного гнева зоозащитников. Другими словами, в алом океане цирковой индустрии образовался новый голубой океан.