Рано или поздно каждый человек задумывается о том, что хочет идти не по заранее проложенной другими дороге, а по самостоятельно протоптанной тропинке, относясь к жизни, как к увлекательному приключению. Узнайте, как задавать эффективные вопросы в коучинге и наполнить свою жизнь ценным, истинным и ярким.
Cодержание
Рано или поздно каждый человек задумывается о том, что хочет идти не по заранее проложенной другими дороге, а по самостоятельно протоптанной тропинке, относясь к жизни, как к увлекательному приключению. Но замечать себя в моменте, понимать истинные желания и отчетливо видеть цель – настоящее искусство, которое порой кажется хитрой и непостижимой наукой.
Мы в нашей Академии коучинга решили поднять тему самых эффективных вопросов в коучинге. Как наполнить жизнь ценным, истинным и ярким? Ответ на этот вопрос поможет найти простой инструмент – достаточно время от времени задавать себе эффективные коучинговые вопросы.
Модель GROW
Когда человек хочет достигнуть серьезных результатов будь то бизнес или его личная жизнь, он часто ищет человека, от которого хочет получить поддержку. Этим человеком может стать коуч. Для руководителей предприятий, предпринимателей это может быть бизнес- коуч. Для тех, кто занимается саморазвитием и личностным ростом – лайф-коуч.
В книге “Коучинг высокой эффективности” описана модель, которая используется на пяти континентах и переведена на 23 языка. Изложенная в ней информация полезна руководителям, бизнес-коучам и всем, кто интересуется саморазвитием.
Книга написана на основе реального опыта. Консалтинговая компания “McKinsey” задумалась, как увеличить эффективность работы отдельных сотрудников и всей команды. С этой целью руководство привлекло группу коучей. Результаты работы настолько впечатлили и вдохновили сотрудников компании, что они решили зафиксировать методы нанятых специалистов. Когда проходила групповая сессия, за их действиями тщательно наблюдали, записывая алгоритм работы. Техника “4 вопроса” была описана в книге. Основоположником модели GROW считают Джона Уитмора. Использовать ее можно не только в бизнесе, но и в личной жизни. Искусство задавать вопросы стало полезным навыком, который под силу постичь любому.
Как появилось название метода
Что же такое GROW? Все волшебные вопросы разбиты на четыре группы в зависимости от этапа:
- G – goal (цель)
- R – reality (реальность)
- O – options (варианты)
- W – will (воля)
Только пройдя через эти этапы, первые буквы в названии которых и составили аббревиатуру в названии метода, вы можете повысить свою осознанность. Эффективные коучинговые вопросы помогают лучше понять свои стремления, убеждения, объективно оценить текущую ситуацию, собственные ресурсы и возможности. Ну и самое главное – найти действие или действия, которые приблизят вас к достижению личных и профессиональных целей.
См. также
Цель (Goal)
Начинают знакомство с методом с этапа постановки целей. Цель является отправной точкой на пути к успеху. В коучинге задаются эффективные вопросы, чтобы помочь клиенту определить свои цели:
- Какую цель ты хочешь достичь?
- Что для тебя важно в этой ситуации?
- Какой результат ты хочешь получить?
Ответы на эти вопросы помогут сделать цель более конкретной и осознанной.
Реальность (Reality)
На этом этапе необходимо рассмотреть текущую ситуацию. Задавая эффективные вопросы, коуч помогает клиенту более объективно оценить реальность:
- Какая ситуация сейчас?
- Что у тебя уже есть?
- Какие ресурсы ты можешь использовать?
Ответы на эти вопросы позволят получить полную картину текущей ситуации.
Варианты (Options)
На этом этапе ищем возможности и варианты действий. Клиенту задаются следующие эффективные вопросы:
- Какие варианты действий ты видишь?
- Что ты можешь сделать?
- Есть ли у тебя альтернативы?
Ответы на эти вопросы помогут клиенту расширить свой кругозор и найти новые возможности.
См. также
Воля (Will)
На последнем этапе клиент принимает решение и создает план действий. Коуч задает такие вопросы, чтобы помочь клиенту:
- Какую конкретно ступень действия ты выбираешь?
- Как ты будешь осуществлять свой план?
- Какие ресурсы и поддержка тебе понадобятся?
Ответы на эти вопросы помогут клиенту преодолеть препятствия и воплотить свои цели в жизнь.
Для чего нужны вопросы в коучинге
Тот, кто задаёт вопросы, управляет процессом. Воздействие коучинга зависит от типов вопросов, которые задаёт коуч. Иногда люди ошибочно думают, что коучинг предлагает ответы на проблемы клиентов. Однако цель коуча — задавать открытые вопросы, которые будут стимулировать размышления человека над своим запросом.
Задавая открытые (то есть такие, на которые нельзя ответить односложно - да/нет) коучинговые вопросы, коуч даёт вам ясность; таким образом позволяя вам мыслить нестандартно, чтобы найти ответы.
В статье разберём вопросы, которые усилят работу лайф-коуча
Что нам скажет Википедия?
Какие бывают эффективные вопросы?
На собеседовании работодатель задаёт вопросы, касающиеся образования соискателя, его опыта, полученных навыков и знаний. Также возможны вопросы личного характера: цели, устремления в жизни, чего соискатель хочет добиться, какие у него планы.
Структура собеседования
Типы собеседования
Ситуационное собеседование
Во время ситуационного собеседования или case-интервью соискателю предлагается рассказать, как он будет себя вести в предложенной интервьюером ситуации. В зависимости от целей предлагаемые ситуации можно разделить на несколько групп:
Биографическое
Аналог анкетирования, затрагивает такие вопросы, как опыт работы, образование, хобби, семейные обстоятельства, планы.
Собеседование, основанное на компетенциях
Анализ и оценка профессионализма и личных качеств соискателя и их соответствия позиции. Рассматривается не только результат, но и способы его достижения. Такое собеседование дает возможность выявить и оценить, в частности, такие компетенции, как лидерство, коммуникативные навыки, инициативность, ориентация на результат, гибкость, умение работать в команде, умение принимать решения и т. п. Как правило, собеседование проводится группой интервьюеров из двух-трех человек. Решение принимается после обсуждения.
Свободное собеседование
Собеседование в стиле «Расскажите о себе»: позволяет, помимо прочего, оценить навыки самопрезентации. Может занять много времени и требует хорошей подготовки интервьюера.
Стрессовое собеседование
Данный тип собеседования, отличается от обычного тем, что HR-менеджер намеренно пытается создать конфликт, провоцирует кандидата, чтобы посмотреть, как он поведет себя, оказавшись в стрессовой ситуации. Эффективно, если для будущей работы нужен высокий уровень стрессоустойчивости. В ходе собеседования соискателя могут попросить быстро отвечать на вопросы, задавать провокационные вопросы и т. п. Для проведения подобного собеседования требуется опытный интервьюер.