Как задавать эффективные вопросы?

107

Качество ответа зависит не только от того, кому мы задаем вопрос, но и от того, как мы его задаем. Неверно задав вопрос, вы почти гарантированно получите неверный ответ. Правильные вопросы существенно увеличивают шансы на дельный совет, консультацию, полезную информацию. Попробуем разобраться, что для этого нужно делать. Узнайте, как задавать эффективные вопросы и повысить шансы на получение полезной информации и советов. Читайте статью на ПингвинКапитал.

Качество ответа зависит не только от того, кому мы задаем вопрос, но и от того, как мы его задаем. Неверно задав вопрос, вы почти гарантированно получите неверный ответ. Правильные вопросы существенно увеличивают шансы на дельный совет, консультацию, полезную информацию. Попробуем разобраться, что для этого нужно делать.

Как правильно задавать вопросы? | Бизнес-лекарь | Дзен
Источник изображения: dzen.ru

5 ошибок спрашивающего

  1. Задать вопрос, в котором уже содержится ответ
  2. Очень часто у спрашивающего есть какой-то свой вариант ответа, и он хочет проверить его. В этом случае важно, чтобы вопрос не содержал указаний на «правильный» ответ. Примеры таких вопросов: «Нам ведь нужно взяться за этот заказ?», «Я думаю, что выдержит, ты тоже так считаешь?», «Ты ведь согласен, что сработает?» и так далее. Когда вопрос обращен от начальника к подчиненному, вероятность получить желательный ответ возрастает многократно. Если вы действительно хотите знать мнение собеседника, а не просто решили разделить с ним ответственность, не давайте понять, что ждете только его одобрения.

  3. Задать закрытый вопрос
  4. Закрытыми называют вопросы, предполагающие ограниченное число вариантов ответа. Как правило, два или три. Самый известный пример — шекспировское «быть или не быть». Если вы не Шекспир, не стоит загонять отвечающего в рамки. Вполне возможно, что за пределами существует еще множество возможностей. Простой пример: начальство нагружает вас дополнительной работой. «Согласиться или отказаться?» — спрашиваете вы у друга, упуская тем самым вариант «Согласиться, но за прибавку к зарплате».

  5. Сделать вид, что поняли ответ, хотя это не так
  6. Не все ответы одинаково понятны. Непонятный ответ бесполезен. Если вы не уверены, что поняли собеседника, не стоит скрывать этот факт. Часто руководители боятся просить разъяснений, так как это якобы демонстрирует их некомпетентность. Между тем бывший генеральный директор General Electric Джек Уэлч (Jack Welch) в книге Winning утверждает, что именно руководители должны задавать вопросы чаще других и их вопросы должны быть лучшими.

  7. Давить на отвечающего
  8. «Какого черта у тебя там творится с проектом?» «Ты вообще собираешься работать?», «Что за ерунду ты мне показываешь?» — во всех этих случаях спрашивающий получит в ответ только оправдания. Если ваша цель — заставить сотрудника признать вину, то вы все делаете правильно. Если же стоит цель разобраться в проблеме, то давление на отвечающего только повредит. Бизнес-консультант Майкл Маркуардт (Michael Marquardt) пишет, что, защищаясь, человек склонен рассматривать себя как жертву, а не исполнителя данной роли.

  9. Не задавать вопросы вообще
  10. Иногда мы боимся задавать вопросы, опасаясь, что они будут слишком глупыми, некомпетентными или просто неприятными для собеседника. Однако, не задавая вопросы, мы лишаем себя возможности получить нужную информацию. Лучше задать глупый вопрос, чем остаться в неведении.

Как правильно задавать вопросы: разбор эффективных техник
Источник изображения: quasa.io

Классификация вопросов:

По структуре: простые и сложные/закрытые и открытые

  • Простой вопрос не может быть расчленен на элементарные вопросы.
  • Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если, то» и др. Например, «Кто из присутствующих опознал преступника, и как он на это отреагировал?».
  • Закрытые вопросы, целью которых является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет».
  • Открытые вопросы не предполагают однозначного ответа, а требуют от собеседника уточнить или пояснить информацию.

По способу запроса: уточняющие, восполняющие, перефразирование, резюмирование.

  • Уточняющие вопросы (или «ли» — вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений.
  • Восполняющие вопросы предназначены для получения новой информации.
  • Перефразирование– вопрос с повторением сказанного, но не дословным, а немного измененным.
  • Резюмирование — обобщение сказанного во всем разговоре или в его части.

Правила постановки вопросов:

  • Советы преподавателям
  • Упражнения для отработки навыка постановки вопросов

Упражнение №1. "Простые и сложные вопросы".

Группа разбивается на пары.

На первом этапе работы один из участников задает другому открытые вопросы, требующие развернутого ответа. Тот, кто отвечает, включает в свой ответ любую информацию о себе – не обязательно имеющую прямое отношение к заданному вопросу. Каждый из партнеров остается в своей роли в течение пяти минут. Затем они меняются ролями, чтобы каждый получил возможность поупражняться в постановке открытых вопросов и ответах на них.

Как эффективно задавать вопросы?

Задумывались ли вы, каким мощным оружием могут стать правильно заданные вопросы? Вопрос может направить мысли собеседника в нужное русло, или наоборот – увести от темы разговора. Вопросом можно сбить с толку или придать уверенности. Искусство спрашивать и получать нужные ответы может стать тузом в рукаве у менеджера по продажам, но оно также может помочь и в обычных жизненных ситуациях. Разбираемся, как эффективно задавать вопросы.

Закрытые вопросы

Закрытые вопросы построены так, что выбор возможных ответов собеседника ограничен двумя словами: «Да» или «Нет». Они существенно сужают у него «пространство для маневра». Закрытые вопросы хороши во всех случаях, когда нам необходимо просто получить утвердительный ответ либо установить конкретные факты, чтобы скорректировать свои дальнейшие действия в процессе общения.

Примеры закрытых вопросов:

  • Вы готовы приступить к работе?
  • Вам нужна помощь с этим проектом?
  • Вы согласны с моим предложением?

Закрытый вопрос можно задавать собеседнику, если:

  • Вам нужен однозначный ответ («да» или «нет»).
  • Вам нужно установить факт или позицию собеседника.
  • Вам нужно закрыть обсуждение и перейти к следующей теме.

Закрытые вопросы также можно использовать и для стимулирования положительных ответов собеседника, апеллируя к общепризнанным ценностям. Например: «Для вас является важным качество продукции?», «Вам нравится работать с надежным поставщиком?», «Вы хотели бы иметь надежные гарантии?». Этот прием полезен, если собеседник негативно настроен, сомневается либо просто у него недостаточно информации для принятия решения.

Вам следует помнить, что в ряде случаев закрытые вопросы могут «напрягать» собеседника, так как накладывают на него дополнительные обязательства. А кому это понравится?

Ситуация, наверняка знакомая каждому, кто хоть раз прогуливался по торговому центру или магазину, когда уже при входе в торговый отдел улыбчивый и «обученный» продавец спрашивает: «Вам чем-нибудь помочь?» Вопрос из категории «запрещенных», ибо помощь следует предлагать исключительно больным людям, а мы все считаем себя здоровыми. И в подавляющем большинстве случае на этот вопрос задавший его услышит в ответ: «Нет».

Существует много «глупых» закрытых вопросов с прогнозируемыми вариантами ответов. Вот лишь некоторые из них:

  • Ты думаешь, они согласятся?
  • Тебе нравится эта идея?
  • Ты готов взять на себя ответственность?

Вопросы «с хвостиком» являются разновидностью закрытых вопросов. Эти вопросы гарантируют ответ «Да», так как они предполагают запрограммированный ответ собеседника в нужном вам направлении. В качестве «хвостика» могут быть словосочетания: «Не правда ли?»; «Не так ли?»; «Правда?»; «Согласны со мной?»; «Правильно?»; «Ведь так?». Примеры:

  • Тебе нужна помощь, не так ли?
  • Мне можно рассчитывать на тебя, правда?
  • Ты согласен со мной, не правда ли?

В заключение отмечу, что очень часто, помимо ответов «Да» и «Нет», на закрытые вопросы люди отвечают:

<p>Применение конкретного вероятностно-статистического метода состоит из трёх этапов:</p>

  1. Составление вероятностно-статистической модели, которая отражает суть исследуемой задачи.
  2. Сбор и анализ данных с использованием выбранной модели.
  3. Интерпретация результатов и принятие решений на основе полученных выводов.

Математическая статистика применяет понятия, методы и результаты теории вероятностей. Для активного и правильного использования нормативно-технических и инструктивно-методических документов по вероятностно-статистическим методам, необходимы предварительные знания. Знание условий применения конкретных документов, требований к исходным данным и принимаемым решениям является важной составляющей профессионального статистика.

Применение вероятностно-статистических методов широко распространено в различных областях, таких как промышленность, экономика, менеджмент, социология и научные исследования. Они являются эффективным инструментом для решения сложных задач, таких как организация экспериментов, контроль качества продукции, сравнение различных схем и организация производства, подбор кандидатов на вакантные должности и многое другое.

Чтобы использовать современные математические методы, необходимо выразить задачи в терминах вероятностно-статистических моделей. Понимание основных концепций и методов теории вероятностей и математической статистики является важным для специалистов, студентов и профессионалов, чтобы эффективно решать задачи и принимать обоснованные решения на основе данных и анализа.

Как эффективно задавать вопросы?
Источник изображения: donskih.ru

Что нам скажет Википедия?

Применение конкретного вероятностно-статистического метода состоит из трёх этапов:

  1. Составление вероятностно-статистической модели, которая отражает суть исследуемой задачи.
  2. Сбор и анализ данных с использованием выбранной модели.
  3. Интерпретация результатов и принятие решений на основе полученных выводов.

Математическая статистика применяет понятия, методы и результаты теории вероятностей. Для активного и правильного использования нормативно-технических и инструктивно-методических документов по вероятностно-статистическим методам, необходимы предварительные знания. Знание условий применения конкретных документов, требований к исходным данным и принимаемым решениям является важной составляющей профессионального статистика.

Применение вероятностно-статистических методов широко распространено в различных областях, таких как промышленность, экономика, менеджмент, социология и научные исследования. Они являются эффективным инструментом для решения сложных задач, таких как организация экспериментов, контроль качества продукции, сравнение различных схем и организация производства, подбор кандидатов на вакантные должности и многое другое.

Чтобы использовать современные математические методы, необходимо выразить задачи в терминах вероятностно-статистических моделей. Понимание основных концепций и методов теории вероятностей и математической статистики является важным для специалистов, студентов и профессионалов, чтобы эффективно решать задачи и принимать обоснованные решения на основе данных и анализа.

Люди также спрашивают

Как правильно и грамотно задавать вопросы?

Правила постановки вопросов: Вопросы необходимо ставить корректно (вежливо).Вопрос формулируется кратко и ясно.Вопрос должен быть простым, но не примитивным.Должна быть логика постановки вопросов.Необходимо внимательно слушать собеседника.

Полный ответ на сайте www.eduneo.ru


Как красиво задать вопрос?

Как задать хороший вопрос? Ищите и изучайте ... Кратко опишите вашу конкретную проблему в заголовке ... Сначала опишите проблему, потом добавьте код ... Расскажите, как воспроизвести проблему ... Отметьте вопрос всеми подходящими метками ... Сначала перечитайте, потом публикуйте ... Опубликуйте вопрос и отвечайте на комментарии

Полный ответ на сайте ru.stackoverflow.com


Какие бывают эффективные вопросы?

Эффективные вопросы бывают поисковыми (направлены на поиск новой информации о клиенте), уточняющими (уточнить детали, побудить клиента к продолжению разговора), переломными (переход от одной логически завершенной части сессии к другой), гипотетическими (типа Что будет, если?).

Полный ответ на сайте www.litres.ru


Что является наводящим вопросом?

Что такое наводящие вопросы? Наводящие вопросы – это вопросы которые помогают лучше понять человека с которым Вы общаетесь, понять его эмоциональное состояние и причины звонка. В контакт-центре задают вопросы в трех случаях: Есть пробелы в информации полученной от клиента.

Полный ответ на сайте www.inteltelecom.ru


Видео

ChatGPT: Как задавать эффективные вопросы нейросети с помощью готовых промптов?

Как правильно задавать вопросы

Ведение диалога: как правильно задавать вопросы? Ведение переговоров и как задавать...

Эффективное общение/Как правильно задавать вопросы/Психология общения

Как задавать вопрос

Техника вопросов - как задавать вопросы

Как правильно задавать вопросы картам Таро.

Как эффективно задавать вопросы ченнелеру? | Лена Сулина