Важной составляющей общения и обучения является умение правильно задавать вопросы. Научитесь верно выстраивать внутренний диалог и изучите основные виды вопросов во внешнем диалоге. Упражнения помогут отработать и закрепить этот навык.
Важной составляющей общения и обучения является умение правильно задавать вопросы. Этому можно научиться. Необходимо верно выстраивать внутренний диалог и изучить основные виды вопросов во внешнем диалоге. Простые упражнения помогут отработать и закрепить этот важный навык.
Классификация вопросов
При задании вопросов необходимо учитывать их структуру и способ запроса. Структурно вопросы делятся на простые и сложные, а по способу запроса - на уточняющие, восполняющие, перефразирование, резюмирование.
Структура вопросов
Тип вопроса | Описание |
---|---|
Простые вопросы | Не могут быть расчленены на элементарные вопросы. |
Сложные вопросы | Образуются из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если, то» и т.д. |
Закрытые вопросы | Целью которых является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет». |
Открытые вопросы | Не предполагают однозначного ответа, а требуют от собеседника уточнить или пояснить информацию. |
Способ запроса вопросов
Тип вопроса | Описание |
---|---|
Уточняющие вопросы | Направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. |
Восполняющие вопросы | Предназначены для получения новой информации. |
Перефразирование | Вопрос с повторением сказанного, но не дословным, а немного изменённым. |
Резюмирование | Обобщение сказанного во всём разговоре или в его части. |
Правила постановки вопросов
При постановке вопросов необходимо учитывать не только их тип, но и следовать определенным правилам:
Советы преподавателям
Преподавателям полезно следовать следующим советам для правильной постановки вопросов:
- Подготовить заранее серию вопросов для начала деловой беседы.
- Прослеживать цепочку причинно-следственных связей при задании вопросов.
- Избегать предположений и логических ловушек.
- Просить разъяснений, если не понятен ответ собеседника.
- Не давить на отвечающего, а стремиться к разоборчивому объяснению проблемы.
Упражнение №1: Простые и сложные вопросы
Для отработки навыка постановки вопросов можно использовать следующее упражнение:
- Разделите группу на пары.
- Один из участников задает другому открытые вопросы, требующие развернутого ответа.
- Отвечающий включает в свой ответ любую информацию о себе, не обязательно имеющую прямое отношение к заданному вопросу.
- Каждый из партнеров остается в своей роли в течение пяти минут.
- Затем они меняются ролями, чтобы каждый получил возможность поупражняться в постановке открытых вопросов.
См. также
5 ошибок спрашивающего
При задавании вопросов есть несколько распространенных ошибок, которые следует избегать:
1. Задать вопрос, в котором уже содержится ответ
Часто у спрашивающего есть свой вариант ответа, и он хочет проверить его. Важно, чтобы вопрос не содержал указаний на «правильный» ответ.
2. Задать закрытый вопрос
Закрытые вопросы ограничивают возможные варианты ответа и не позволяют собеседнику выразить свою точку зрения полностью.
3. Сделать вид, что поняли ответ, хотя это не так
Если ответ собеседника не понятен, не стоит скрывать этот факт и лучше просить разъяснений.
4. Давить на отвечающего
Давление на отвечающего может привести только к оправданиям, а не к конструктивному разговору и решению проблемы.
5. Не принимать во внимание позицию собеседника
Необходимо учитывать мнение и позицию собеседника, чтобы достичь взаимопонимания и конструктивного диалога.
Качество ответа зависит не только от того, кому мы задаем вопрос, но и от того, как мы его задаем. Правильные вопросы существенно увеличивают шансы на дельный совет, консультацию и полезную информацию.
Умение задавать разумные вопросы является признаком ума и проницательности. Правильно поставленные вопросы проявляют интерес к партнеру и готовность уделить ему время, способствуют установлению позитивных отношений и активизации делового общения.
Постановка вопросов требует тщательной подготовки, разработки их системы и обдумывания формулировок. Это ключевое звено для получения информации и достижения целей в общении и взаимодействии.
Используйте эти советы и правила для развития навыка задавать вопросы и достижения успеха в коммуникации и обучении.
Автор: Илья Исакович Аминов, кандидат психологических наук, психолог-консультант.
Что нам скажет Википедия?
У проблемы «двигатель автомобиля не заводится» может быть такая цепочка вопросов:
- Почему двигатель не заводится? (Причина: аккумулятор разряжен)
- Почему аккумулятор разрядился? (Причина: неисправная генераторная регулировка)
- Почему генераторная регулировка неисправна? (Причина: обрыв провода)
- Почему произошел обрыв провода? (Причина: коррозия)
- Почему возникла коррозия? (Причина: попадание влаги в моторный отсек)
Вопросы для этого примера можно продолжать дальше, но пяти итераций, как правило, достаточно для нахождения первопричины. При использовании метода необходимо побуждать отвечающего избегать предположений и логических ловушек, а вместо этого прослеживать цепочку причинно-следственных связей по возрастающей через несколько уровней абстракции: от проявления проблемы до первопричины, которая должна быть связана с исходной проблемой. Обратите внимание, что в этом примере пятое «почему?» указывает на нарушенный процесс или поддающееся изменению поведение, что свидетельствует о нахождении первопричины.
Последний ответ указывает на процесс. Это один из важных аспектов метода «пяти почему»: реальная первопричина должна указывать на процесс, который не работает достаточно хорошо или отсутствует. Неопытные люди могут заметить, что ответы часто указывают на классические причины: недостаток времени, недостаток финансирования, недостаток рабочей силы. Это может быть и верно, но такие причины находятся вне личного контроля. В таких случаях лучше использовать вопрос «почему не получился процесс?» вместо простого «почему?».
Используя метод «пяти почему», помните одну простую вещь: «люди не ломаются, ломаются процессы».