Бизнес-модель – концептуальное описание предпринимательской деятельности, которое помогает понять механизмы создания стоимости и ценности, доставку продуктов и услуг потребителям, а также извлечение дохода от этой деятельности. Узнайте о истории развития бизнес-моделей и их определении. Разработка бизнес-моделей с использованием универсальных шаблонов и инструментов. Ключевые слова: бизнес-модель, волшебный треугольник, канва бизнес-модели, концепция 4P, цифровая бизнес-модель, стартап.
Cодержание
Бизнес-модель – концептуальное описание предпринимательской деятельности, которое помогает понять механизмы создания стоимости и ценности, доставку продуктов и услуг потребителям, а также извлечение дохода от этой деятельности. Исторически сложилось, что понятие бизнес-модели стало активно использоваться в экономической науке в конце 1940-х годов и получило широкое распространение в 1950—1960-х годах в контексте деловых игр для руководителей.
История развития
Впервые термин "бизнес-модель" появился в аннотациях к научным работам в конце 1940-х годов. В 1950—1960-х годах он стал популярным в деловых играх для руководителей. До второй половины 1990-х годов понятие модели бизнеса рассматривалось в контексте корпоративной стратегии и было созвучно ей. Однако интерес к бизнес-моделям как инструменту для описания отличий новых интернет-компаний друг от друга и от традиционного бизнеса проявился во время Бума доткомов. Бизнес-моделирование стало подходом к представлению стартапов инвесторам, которые были не знакомы с новым рынком.
В последние десятилетия большинство исследований и разработок в области бизнес-моделей сосредоточено на технологических компаниях, и понятие бизнес-модели стало ассоциироваться именно с ними.
Определение бизнес-модели
Исследователи из Лондонского университета Брунеля и Парижской Высшей школы экономических и коммерческих наук определили бизнес-модель как представление структурных, операционных и финансовых механизмов работы коммерческой организации, ее продуктов и услуг в настоящий момент времени и их дальнейшее развитие для достижения стратегических целей компании.
См. также
Связь с другими понятиями
Бизнес-модель тесно связана с другими подходами к описанию бизнеса, такими как корпоративная стратегия, бизнес-процессы и цепочка ценности. Например, в подходе Майкла Портера выбранная компанией стратегия транслируется на организационные аспекты, определяющие пути достижения стратегических целей. Бизнес-модель, в свою очередь, определяет процессы, необходимые для функционирования бизнеса.
Дэвид Тис рассматривает стратегию как обоснование бизнес-модели, которой он отводит роль обобщенного описания компании. Цепочка ценности, в свою очередь, служит связующим звеном этих концепций, описывая конкретные наборы действий, направленных на создание ценностей и их распространение.
Развитие подходов
В силу малого возраста понятия бизнес-модели в экономической науке еще не сложился консенсус относительно определения и категоризации бизнес-моделей. Исследователи представляют разные подходы и типологии моделей, как универсальные, так и специфичные для отдельного рынка.
Например, Питер Друкер сравнивал и анализировал бизнес-модели разных компаний, исследуя их методы развития стартапов. Он предложил четыре метода разработки бизнес-моделей: использование шаблонов, разработка по канве бизнес-модели, создание бизнес-модели маркетингового комплекса и применение цифровых бизнес-моделей.
Способы разработки бизнес-моделей
Существует несколько способов разработки бизнес-моделей организации. Один из них – выбрать один из существующих универсальных шаблонов. В этих шаблонах типовые элементы, такие как клиенты, ценность, цепочка создания ценности и механизм извлечения дохода, находятся в логической взаимосвязи и визуализируются в виде "волшебного треугольника". Этот метод позволяет использовать готовые шаблоны и адаптировать их в своей компании.
Кроме того, можно разрабатывать бизнес-модели с использованием различных инструментов, таких как канва бизнес-модели, матрица 4P и другие. Конкретный способ выбирается в зависимости от состояния отрасли и размера компании.
См. также
Заключение
В современном бизнесе бизнес-модель является важным инструментом управления конкурентоспособностью и развитием компании. Правильный выбор бизнес-модели требует времени и анализа. Выбор подходящего метода разработки бизнес-модели может помочь компании достичь стратегических целей и успешно конкурировать на рынке.
Ключевые слова: бизнес-модель, волшебный треугольник, канва бизнес-модели, концепция 4P, цифровая бизнес-модель, стартап.
Что нам скажет Википедия?
Впервые модель «4P», в своей современной форме была опубликована Э. Дж. Маккарти в 1960. Позднее в популяризацию этого подхода внес существенный вклад Филип Котлер.