Управление персоналом ― сложный процесс, охватывающий разные сферы, от постановки задач до контроля. Мотивация как функция менеджмента проявляется в выполнении мероприятий, направленных на повышение работоспособности сотрудников и производительности труда. Узнайте о роли и функциях мотивации в менеджменте, а также о теориях и видах мотивации персонала. Научитесь эффективно управлять персоналом и создавать благоприятную рабочую среду.
Cодержание
Управление персоналом ― сложный процесс, охватывающий разные сферы, от постановки задач до контроля. Мотивация как функция менеджмента проявляется в выполнении мероприятий, направленных на повышение работоспособности сотрудников и производительности труда.
Понятие
Мотивация представляет собой побуждение внутренних чувств человека, которые им движут для достижения поставленной цели всеми доступными методами. В менеджменте она играет одну из ключевых ролей.
По своей природе человек готов качественно выполнять задачи, стремиться к реализации плана, если видит собственную материальную или нематериальную выгоду.
Мотивация очень схожа со стимулированием, но всё же есть разница между этими понятиями.
Если первый термин больше описывает внутреннее побуждение человека к действию, возникающее под воздействием его собственных потребностей, то во втором случае на него оказывают влияние внешние факторы.
Движущие силы мотивации ― это инстинкт, интересы и потребности. Система менеджмента основывается на первых двух.
Во время работы с персоналом менеджеру рекомендуют выполнять ряд взаимосвязанных между собой действий:
- Анализировать потребности и мотивы персонала
- Устанавливать цели, удовлетворяющие личностные потребности сотрудников
- Обеспечивать инструменты для достижения целей
- Направлять сотрудников к выполнению задач
- Координировать действия сотрудников
В теории менеджмента мотивация относится к функциям, направленным на воспитание здоровых потребностей личности, связанных с достижением целей компании. При этом часто используют нетрадиционные методы побуждения, такие как проведение корпоративных мероприятий, объединение сотрудников в группы по интересам.
Назначение
Активизация и стимулирование персонала ― основное назначение мотивации как функции менеджмента.
Мероприятия, выполняемые в рамках побуждения работников к качественному и продуктивному труду, направлены на активирование внутренних потребностей личности, а затем на организацию такой среды, в которой присутствуют материальные и нематериальные факторы, стимулирующие желание человека удовлетворять эти потребности.
Сопутствующими назначениями мотивации называют целеполагание, направление и регулирование.
Перед сотрудником ставят цель, которая удовлетворяет его личностные потребности. Дают инструменты для ее достижения, направляют к выполнению задач, а затем в процессе выполнения функций координируют его действия.
См. также
Теории мотивации
Мотивационная функция менеджмента строится на содержательных и процессуальных теориях, предложенных учеными, которые жили в разное время. Несмотря на давний период их происхождения, актуальности они не теряют и сегодня.
Содержательные теории строятся на идентификации внутренних потребностей личности и нахождении стимулов, которые побуждают человека к действию. Примерами содержательных теорий являются иерархия потребностей Маслоу и двухфакторная теория Герцберга.
Процессуальные теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на поведение человека и его трудовую активность. Основное внимание в этих теориях сконцентрировано на анализе потребностей человека и их влиянии на мотивацию трудовой деятельности. Примерами процессуальных теорий являются теория ожидания, теория справедливости и теория установленных целей.
Мотивация как процесс
Понимание мотивации как процесса в менеджменте можно рассмотреть с двух точек зрения.
В первом случае определение рассматривает ее как удовлетворение сотрудниками потребностей в процессе трудовой деятельности, достижение их целей, согласованных с задачами компании.
Во втором случае понятие мотивации в системе менеджмента с позиции процесса может быть сформулировано как виды мер, которые принимает организация для достижения установленных показателей, повышения результативности работы сотрудников.
Этапы процесса мотивации включают:
- Идентификация потребностей сотрудников
- Выбор подходящих мотивационных инструментов и мероприятий
- Реализация мотивационных действий
- Оценка результатов
Последний этап может привести к усилению или ослаблению мотивации к деятельности. Процесс кажется довольно простым в схематичном виде. Но мотивация в менеджменте многогранна, так как личность человека сложна и неоднозначна, и то, что работает для одного сотрудника, может не подойти для другого.
Учет потребностей и мотивов в системе мотивации
Потребности – то, что заложено в человека на психическом уровне. Высоко их значение не только в обычной жизни, но и в трудовой деятельности.
Управленцу важно понимать, что человек начинает выполнять набор действий с определенной целью. И это не всегда решение экономических задач. Понимая, что такое побуждение в менеджменте, как выявлять и влиять на мотивы, руководитель может создавать благоприятные условия для удовлетворения потребности сотрудника так, чтобы работник приносил наибольшую пользу компании.
Рекомендуется мониторить ситуацию в коллективе, чтобы определять, какие на данный момент для персонала потребности актуальны. Компания UP business предлагает разработку системы мотивации, исходя их потребностей вашего бизнеса.
Заказать разработку системы мотивации под ключ
См. также
Функции мотивации в менеджменте
Выделяют следующие функции мотивации в менеджменте:
- Стимулирующая функция
- Организационно-регулятивная функция
- Удовлетворяющая функция
Рассмотрим те, которые наиболее интересны для менеджмента. Стимулирующая функция отражает то, что человек действует в ответ на раздражители. Они могут быть обусловлены биологическими, социогенными и индивидуальными факторами. Применяются различные стимулы для управления поведением людей.
Организационно-регулятивная функция связана с установлением целей, направлением и координацией действий сотрудников в процессе работы. Она позволяет создать систему взаимосвязанных задач и обеспечить их выполнение.
Удовлетворяющая функция направлена на обеспечение удовлетворения потребностей сотрудников. Работники, чувствующие удовлетворение, более мотивированы и проявляют большую продуктивность.
Виды мотивации персонала
Мотивация персонала — один из способов повышения производительности труда. Мотивация труда персонала является ключевым направлением кадровой политики любого предприятия.
Наиболее эффективной системой мотивации сотрудников является «мотивация на результат». Результаты работы сотрудников определяются с помощью KPI (Ключевых показателей эффективности). KPI и мотивация персонала позволяют существенно улучшить эффективность и производительность работы компании. Большинство теоретиков систем мотивации приходили к выводу, что только мотивация на результат является совершенной системой, так как обосновывает бизнесу выплаты вознаграждений, а сотрудникам дает возможность получать и увеличивать доход в четкой зависимости к приложенным усилиям.
Выделяют следующие виды мотивации персонала:
- Материальная мотивация - связана с финансовыми вознаграждениями, премиями, бонусами;
- Нематериальная мотивация - основана на удовлетворении потребностей, признании, похвале, возможностях карьерного роста;
- Социальная мотивация - связана с командной работой, коллективом, поддержкой со стороны коллег и руководства;
- Профессиональная мотивация - обусловлена желанием развиваться в своей профессии, приобретать новые знания и навыки.
Одним из предметов современных исследований также является взаимодействие этих видов между собой на конечный результат.
Заключение
Мотивация в менеджменте играет важную роль в повышении работоспособности сотрудников и производительности труда. Понимание понятия мотивации и ее функций позволяет менеджерам эффективно управлять персоналом и создавать благоприятную рабочую среду, удовлетворяющую потребности сотрудников. Разработка системы мотивации, учет потребностей и мотивов персонала, выбор подходящих инструментов и мероприятий, а также оценка результатов являются важными шагами в управлении мотивацией в менеджменте.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Мотивация персонала — один из способов повышения производительности труда. Мотивация труда персонала является ключевым направлением кадровой политики любого предприятия.
Наиболее эффективной системой мотивации сотрудников является «мотивация на результат». Результаты работы сотрудников определяются с помощью KPI (Ключевых показателей эффективности). KPI и мотивация персонала позволяют существенно улучшить эффективность и производительность работы компании. Большинство теоретиков систем мотивации приходили к выводу, что только мотивация на результат является совершенной системой, так как обосновывает бизнесу выплаты вознаграждений, а сотрудникам дает возможность получать и увеличивать доход в четкой зависимости к приложенным усилиям.
Выделяют следующие виды мотивации персонала:
- Материальная мотивация - связана с финансовыми вознаграждениями, премиями, бонусами;
- Нематериальная мотивация - основана на удовлетворении потребностей, признании, похвале, возможностях карьерного роста;
- Социальная мотивация - связана с командной работой, коллективом, поддержкой со стороны коллег и руководства;
- Профессиональная мотивация - обусловлена желанием развиваться в своей профессии, приобретать новые знания и навыки.
Одним из предметов современных исследований также является взаимодействие этих видов между собой на конечный результат.
Произошедшее в Новое Время изменение форм мышления – то есть психики человека, культурной манифестацией которой в XVII – XVIII веках стал рационализм и эмпиризм, а затем, в XIX веке – позитивизм и прагматизм, привело к проявлению и актуализации множества экзистенциальных проблем, одной из которой стала проблема мотивации.
Решение этой проблемы в XIX веке представлялось достаточно простым: контроль, наказание и вознаграждение виделись оптимальной и эффективной технологией, которая стала элементом наиболее известной классической системы управления созданной Тейлором, в основе которой лежали взгляды на человека, интегрированные позже МакГрегором в так называемую «теорию X».
В течение последних 100 лет психология мотивации ушла от изначальных биологических моделей мотивации, предложенных, в частности, Уильямом Мак-Дугаллом и ранними бихевиористами, - моделей, которые не использовали в качестве объяснения причин мотивирующих поведение человека ничего принципиально отличного от причин, мотивирующих животных, к антропологическим и социокультурным моделям.